Азов гора полевской кратко

Осеннее путешествие к азов-горе

История

Происхождение названия Азов-гора чаще всего связывают со словом «азау», что по-тюркски означает «зуб». Именно зубами могли показаться появившимся здесь людям иссеченные ветром и временем скалы.

Есть и вторая версия. Азов — имя разбойника, который прятал в горе сокровища. В народе она более популярна, чем первая, так как об этом самом разбойнике Азове тоже сложено немало легенд. Но вот был ли он на самом деле современные историки не знают.

Многие исследователи считают, что в железном веке на Азов-горе был мансийский жертвенник. Об этом свидетельствуют сделанные на горе находки. До сих пор Азов посещают отчаянные кладоискатели, которые по-прежнему надеются обнаружить здесь клад.

В более поздние времена рядом с Азов-горой проходила дорога. Считается, что с этой точки было очень удобно отслеживать возможное появление неприятеля. А в конце XIX в. на ней разместили деревянную смотровую вышку. Наблюдатели следили уже не за врагами, а за возможными очагами лесных пожаров.

Вид с горы на Полевской,  GENOMUS

Земляки — камнерезы продолжатели дела уральских мастеров – камнерезов.

«Много сказов посвятил Бажов мастерству уральских мастеров», в том числе мастеров-камнерезов. Традиции камнерезов прошлого, воспетых в сказах, продолжают современные мастера. Среди них и наши земляки. Анатолий Жуков познакомился с камнем в четырнадцать лет в геологическом музее школы 16. Занимался в геологическом кружке который вел В. П. Шевалев. Обработкой камня серьезно занялся в архитектурном институте. После его окончания начал работать художником-камнерезом. С 1986 года он постоянный экспонент разных выставок
. Его работы экспонировались более чем на 80 выставках в России и других странах; заняли достойное место во многих музеях, частных коллекциях в стране и за рубежом. Есть у него работа и на бажовскую тему («Данилушка», 2001г). Творчеству мастера посвящена книга Т. Парнюк «Анатолий Жуков» ( 2006). С 1995 года А. Жуков – член Союза художников России. Признанием заслуг мастера стало награждение его в 2008 г. медалью им. А. К. Денисова – Уральского за № 1.
Находясь в рассвете творческих сил, Анатолий Иванович продолжает создавать уникальные образцы камнерезного искусства.
Многоликий мир природы живой,
Полный света, красок, движения, звуков,
Видит, чувствует в камне душой
Камнерез и художник Анатолий Жуков!..
Т. Парнюк
Житель Каменска – Уральского камнерез — любитель Н. И. Ильенко по мотивам бажовских сказов изготовил из камня «Огневушку – Поскакушку», подсвечник «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Митяйка», « Жабреев ходок»; « Хозяйку железных гор». Дважды в Екатеринбурге проходили персональные выставки Николая Ивановича. В 2013 году на межрегиональном конкурсе имени А. К. Денисова – Уральского стал лауреатом. На проходящей в Екатеринбурге выставке посвященной 150 летию со дня рождения А. К. Денисова – Уральского работы земляков — камнерезов стоят рядом: « Бюст Денисова – Уральского» А. Жукова и « Здравствуй Урал» Н. Ильенко. Работы земляков – камнерезов можно увидеть в геологическом музее Центра внешкольной работы.
« Работа – она штука долговекая… Человек умрет, а дело его останется», говорил П. П. Бажов. Работы созданные нашими земляками сохранят память о них на века.

Здесь был Бажов

По журналистским делам и родственным связям Павел Бажов бывал в селах Колчедан, Пироговское, Маминское, Окулово, Рыбниковское, деревнях Комарова и Белоносова. «В Белоносова он дружил с Прохором Алексеевичем Белоносовым» и приезжал к родственнику Ивану Прокофьевичу Колосову. Он хорошо узнал занятия и быт белоносовцев. Рассказывая о селе Белоносове П. Соломеину, который как коммунист – двадцатитысячник направлялся в 1929 году в белоносовскую коммуну «Красный день», Бажов сказал: «Село интересное, но крестьяне там не любят сельское хозяйство. Там живут горшечники, кошечники, скорняки. Это, кажется, единственное на Урале село, где даже бабы чулки вяжут на чулочных машинах». Позднее о селе Белоносове П. Соломеин написал повесть «Пути – дороги».
В 1925 в селе Белоносова родилась Лидия Михайловна Слобожанина кандидат филологических наук, профессор, литературовед, автор нескольких книг и многих статей о творчестве П. Бажова.
Не раз Бажов бывал и в Каменском Заводе. Так, по заданию редакции 11 июня 1932 года Бажов посетил Каменск в базарный день. Итогом поездки стала статья «Ничего этого у нас нет». В ней он пишет о том, что крестьяне «кормят» жителей города, снабжают продуктами, а в обмен не получают ничего: ни топоров, ни лопат, ни гвоздей. (Коровин А. Каменская страничка Павла Бажова. // Пламя – 1989 – 28 января).

Особенности Азов-горы

Азов-гора имеет двуглавую вершину, состоит из Большого и Малого Азова. Высота главной вершины составляет 589 м над уровнем моря.

По наиболее распространенной версии название произошло от тюркского «азау» — «зуб», которое могло быть дано за скалистую вершину. Также есть легенды, что на вершине скрывался разбойник по имени Азов. Но о легендах ниже.

Гора сложена базальтовыми лавами, которые пересечены серией почти вертикально падающих жил диабазов. Диабазы и образуют скальные обнажения на вершине горы. Здесь много вертикальных останцев, гребней, есть и вертикально стоящие столбы-«пальцы». Высота скал достигает 25 метров. Местами между скал образовались проходы, которые называют «Воротами». Скалы Азов-горы могут напомнить каменный город. Особенно хорошо эту особенность видно с воздуха (ниже вы найдете снятое нами видео с дрона).

Сверху открывается живописная панорама окрестностей. На севере можно заметить скальный гребень Белого камня, на западе – Коноваловский увал с горой Шунут-камень, на востоке хорошо виден город Полевской. GPS-координаты вершины Азов-горы: N 56° 28.492´; E 60° 05.088´ (или 56.474867°, 60.0848°).

Особенно красиво на Азов-горе в пору золотой осени! Можно долго сидеть на вершине и любоваться пожелтевшим лесом.

На одной из скал художник Николай Суренков в 1956 году нарисовал девку Азовку с сокровищами.

В 2016 году поверх старого, уже плохо видимого рисунка нанесли новый. Его автором стала Елена Бажова (внучатая племянница писателя П.П. Бажова).

GPS-координаты рисунка: N 56° 28.533´; E 60° 05.051´ (или 56.47555°, 60.084183°).

Склоны горы покрыты смешанным березово-сосновым лесом. Встречаются реликтовые и горно-скальные степные травянистые растения. Некоторые из них занесены в Красную книгу Среднего Урала. Гора является геологическим, ботаническим, археологическим и литературным памятником природы Свердловской области.

В северо-западной части под скалами есть небольшой родник «Азовкины слезы». Попасть к нему можно по тропе, идущей через поляну и вдоль скал. В засушливую погоду родник может пересыхать. GPS-координаты родника: N 56° 28.534´; E 60° 04.847´ (или 56.475567°, 60.080783°).

Версии происхождения названия

По преданию, в этих местах золото и камни драгоценные валялись прямо под ногами. И жили здесь племена, которым дела до сокровищ тех не было. Как-то прознали злые люди о том, что в этих лесах есть чем поживиться, стали они уничтожать местные народы. Но был добрый человек, который решил помочь племенам. Пока добирался он до местных земель, был ранен серьезно. Стала выхаживать его дочь вождя — Азовка. Да и полюбила его.

Первая версия связана с пребыванием на уральской земле Емельяна Пугачева. Одни говорят, что была у него в пещере горы жена — девка-Азовка. Другие, что был у него помощник Азов, с которым они обменивались костровыми сигналами. Пугачев стоял на Думной горе, а Азов — на Азов-горе.

Вторая версия говорит, что был храбрый разбойник Азов (у некоторых рассказчиков Айзин, у других Азин). У Азов-горы проходил торговый путь из Кунгура в Сибирь, по которому купцы часто возили драгоценные камни. И с двух гор Думной и Азов разбойники друг другу подавали сигналы, зажигали костры и таким образом сообщали, что идет купцовский обоз. Грабили купцов, а добычу бедным людям раздавали. Говорят, богатые люди за это и сгубили Азова. А в народе о нем добрая молва осталась.

Третья версия связана с девушкой, живущей на горе Азов. Версии эти разделяются по тому, КАК попала туда эта девушка. В одном сходятся они, что красоты она была невиданной: статная, пригожая, глаза большие темные да глубокие — как два колодца. Люди говорят, будто бы было у этих разбойников все, чего только не пожелаешь, и золото и драгоценные камни, да не было у них добрых подруг. И выкрали они девушку у добрых людей. Назвали Азовкой по имени главаря Азова. Да поделить не могли — заточили в пещеру. Плакала она долго да не разжалобила их. По сей день текут слезы девки-Азовки — то родник возле Азов-горы.

Но и это не всё! Еще одна легенда гласит, что красивая девушка спозналась с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила главаря, ребенка его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. И живет та девка по сей день. Плохо ей там одной, без людей. Но и людям не любит показываться, боится. Но чтобы знали люди, что жива она, Азовка каждый вечер, как стемнеет, зажигает на вершине горы огонек. Многие люди видали тот огонек, девку искали, да не нашли.

Да уж, немало тайн и загадок окружают Азов-гору. Многие и по сей день живут. Даже сейчас туристы рассказывают друг другу легенду о горной свече. Будто бы каждую ночь, ровно в двенадцать часов зажигается на Азов-горе свеча и горит до рассвета. Кто ее зажигает, и почему она не гаснет на ветру, никто не знает.

По рассказу А.Г.Пименовой (1913 г. р.) сперва дед ее спускался в пещеру сам. Потом показывал маленькой внучке вход в пещеру. После, по рассказу Ф.А. Никифоровой (1900 г. р.) отец ее, мальчишкой с друзьями искал ту пещеру. Нашел. Нашел и клад в ней — только не деньги, а ножи разные, кольчуги (сейчас все это хранится в музее г. Екатеринбурга). Всё это было при Бажове, он ездил и смотрел то место, где нашли сокровища. Потом находили люди уже вход в пещеру заваленным.

Если вам повезет, то местные старожилы покажут два излюбленных места Хозяйки Медной горы, где она по преданиям всегда являлась людям. На одном из этих мест студенты местного художественного училища на скале во весь рост нарисовали портрет Хозяйки Медной горы. И все приходящие во владения Хозяйки должны почтить это место, положив полевой цветок или какой-нибудь другой дар леса к ногам Хозяйки.

Недалеко от Азов-горы можно увидеть два больших древних культовых камня: камень Солнца и камень Луны, к которым с незапамятных времен приходили поклоняться язычники. Они стоят недалеко друг от друга — два больших столба причудливой формы.

Вот такая история горы, вот такие легенды.

Туристический маршрут на Азов-гору

Азов-гора всегда была точкой притяжения туристов. Но статус туристического маршрута обрела совсем недавно. Его разработали историки Оксана и Александр Непомнящие. В 2014 г. они составили план, создали информационные таблички с описанием геологии, истории и легенд этих мест.

Схема туристического маршрута,  Анастасия Климахина

На маршруте есть и уютная поляна со скамейками для отдыха. Надпись на расположенном за ними щите гласит «Азов-гора — сердце Урала». Появилась также лестница, которая ведёт на главную вершину Азов-горы, поэтому подъем на неё сейчас безопасен для всех желающих.

В 2016 г. маршрут с названием «Легенды горы Азов» был признан лучшим в Свердловской области.

Однако Азов-гора по-прежнему остаётся скорее маршрутом, созданным энтузиастами. Например, у неё нет официального сайта, зато и платить за проход как на некоторых других уральских вершинах не придётся.

Маршрут популярен как летом, так и зимой

Однако важно учитывать, что Азов-гору достаточно сильно заваливает снегом, а тропинки в зимнее время могут быть протоптаны не ко всем скалам. Проход к ним по снежной целине несёт некоторые риски

Пеший маршрут со стоянки авто на трассе до Азов-горы

Как добраться до Азов-горы из Екатеринбурга?

Гора Азов расположена в Свердловской области — к северо-западу от города Полевского, в 3 км от поселка Зюзельский. Из города Екатеринбурга на машине нужно выехать по улицам 8 Марта, Титова, Селькоровская на Полевской тракт. Въехав в Полевской, проехать северную часть города (Северский), миновать плотину Северского пруда и далее повернуть по указателю на Зюзельский. В сам Зюзельский заезжать не нужно, а ехать в сторону Большой Лавровки. Дорога асфальтированная. Через 3 км справа покажется беседка и информационные щиты. Здесь нужно оставить машину и пешком подняться на гору (путь занимает минут 20). Расстояние от Екатеринбурга – 65 км.

На общественном транспорте нужно доехать на автобусе Екатеринбург – Полевской до южной автостанции (заодно можно посмотреть появившиеся там 3D-граффити), а затем идти пешком по лесной дороге вдоль реки Полевой и через гору Острую до Азов-горы. Путь занимает 7 км. Ниже смотрите трек этого пешего маршрута.

Либо можно сесть в Полевском на автобус до Зюзельского и выйти перед поворотом в поселок, затем 3 км двигаться по дороге на Большую Лавровку до своротки на гору. Путешествуя по Уралу, берегите природу!

YampA» >

Туристы, оказавшиеся в городе Полевском Свердловской области, обязательно стремятся посетить Азов-гору — один из лучших туристических маршрутов и символов Урала. Именно благодаря этой достопримечательности, а также Водопаду Грохотун, город известен далеко за пределами своего региона.

Местные жители сложили об Азов-горе массу преданий и легенд. Здесь и клады, и заключенная в пещере таинственная девка Азовка, и разбойники. Туристов привлекают не только подобные истории, но отличные виды, которые открываются с горы на окрестности. Поднявшись на вершину, можно долго любоваться на лесные просторы. Бывалые путешественники особенно советуют прийти на Азов осенью, когда вокруг яркими красками расстилается пёстрый лесной ковёр.

Если внимательно посмотреть на карту, можно увидеть, что Азов-гора — это две вершины, а не одна. Продвигаясь к горе со стороны Полевского, туристы сначала попадают к Большому Азову.

Если пройти примерно 500 м на юго-запад от главной вершины, можно попасть к Малому Азову. Высота этой вершины составляет 564 м. Тоже немало, при том, что выглядит Малый Азов так же живописно. А вот туристов к нему доходит меньше, что является несомненным преимуществом.

Наконец, с особым вниманием стоит изучить северо-западную часть Азовского плато. Здесь под скалами находится небольшой родник

В народе он известен, как Азовкины слёзки, а найти его интересно из-за сложенных о нём легенд. Летом сделать это непросто, в жаркую погоду источник легко может полностью пересохнуть.

Легенды о девке-Азовке.

Много легенд и преданий сложено и о девке-Азовке. Которая якобы сама по доброй воли ушла к разбойникам, не то ее выкрали против воли. Только, в итоге она оказалась в пещере на «Азов-горе». История родника на горе связанна именно с ней.

Все кто видел, у «Азов-горы» ключ-родник, думают, что это вода в нем, но это слезы девки-Азовки. Заточили ее в пещеру злые разбойники. Стала она плакать горькими слезами, да умолять, чтобы выпустили они её. Но не тут-то было, не удалось ей разжалобить разбойников, так и не выпустили они ее из пещеры. Вот, по сей день и льет она слезы горькие, все глаза уже выплакала. Потому и родник этот у горы стал пересыхать. Родник сейчас в печальном состоянии. Сложен он колодцем высотой в три бревна. Бревна поросли мхом, вода в нем застоялась. Кто-то из умельцев вырезал из фанеры силуэт девки-Азовки и примостил его у родника.

Родник на Азов-горе.

Что еще можно увидеть на маршруте и узнать что-то новое?

Если Вы будите наблюдательными, то Вы обязательно увидите углежогные кучи. В 18-19 веках на Урале широко был распространен углежогный промысел. Существовало два способа углежжения: ямный и кучный.  Принцип получения угля и в том и в другом случае схож. Разница в том, что в первом копали яму, а во втором делали кучу, складывали вертикально в несколько ярусов бревна и потом в обоих способах поверхность покрывали дерном и засыпали землей. Популярность этого промысла была обусловлена изобилием лесов и удаленностью металлургических заводов от месторождений каменного угля.  Профессия углежога была самой распространенной на горнозаводском Урале. Труд углежога был очень тяжелым. Об этом рассказывал П.П. Бажов в своём сказе «Живинка в деле». Сказ о мастерстве уральских углежогов.

Как доехать?

Гора Шунут на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал»
долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал»
, поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Cамая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга (726,2 м). длиной 15 км. Является стратотипом, а также самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал 25-40 м. с запада, 60-70 м. с востока, возраст — более 600 млн лет. Гора в основном покрыта лесом, за исключением вершины и ряда примыкающих к ней скал. По характеру почв и растительного покрова территория этого горного массива с прилегающими землями относится к зоне тайги, ее южной подзоне.

Зимой здесь всегда очень снежно и живописно. Гора плохо просматривается из лесистых окрестностей и найти ее, не зная точных ориентиров, бывает сложно. Маршрут очень увлекательный и сложно проходимый для автотранспорта. Шунут-Камень очень популярен и часто посещается пешими любителями уральской природы. Рядом с Шунут-Камнем есть целебный радоновый источник Платонида , имеющий интересную историю.

До нашего времени дошла такая вот легенда.

В одной башкирской семье родились братья-близнецы. Они быстро подрастали. И вот однажды в детской игре образовалась куча-мала. Одному из братьев повредили позвоночник, отчего вырос горб, и он остался небольшого роста. Зато другой брат дорос до облаков и стал защищать свой народ от врагов. Когда подступали большие племена завоевателей, большой брат превращался в огненное существо, похожее на человека, и посылал в чужеземцев сверкающие молнии. От страха недоброжелатели бежали без оглядки. Так и прозвали великана Шунут («шун» — существо, «ут» — огонь). Легенду подтверждает и название речки Ик, бегущей с Шунута.

Одно время в числе супротивников башкир были калмыки. Увидев Шунута, они кричали: «Ик идет! Спасайтесь!» В калмыцком, который является одним из монгольских языков, «ик» означает — большой, великий. Калмыки набирали воды из реки и пускались в обратный путь, не опасаясь огненных стрел Шунута. Так речку и стали называть Ик, как место пребывания великана Шунута. Хотя сама речка Ик небольшая. Так многие века Шунут охранял свой народ от недругов. Но все же великан был наказан за то, что от его сил гибли люди. Он лишился сна, маялся от сильной боли по всему телу. Одна смерть могла победить его болезнь. А лишить его жизни могла только рука родственника. Но мать и отец давно умерли. Вся надежда оставалась на родного брата- карлика. Но тот очень любил Шунута и не соглашался на его убийство. Великан долго уговаривал брата. В конце концов горбун решился исполнить просьбу Шунута, но с тем условием, что, переместившись в другое состояние, он по-прежнему будет помогать людям, станет забирать у людей их болезни.

Великан лег на землю, и меньший брат отсек мечом голову Шунута. Когда взойдешь на Шунут, то появляется ощущение, что поднимешь руку и дотянешься до облаков. А у подножия Шунута забил целебный радоновый источник. Вода родника со склона через несколько метров попадает в речку Ик. Многие стали ощущать себя бодрее, искупавшись в этом источнике.

За всеми событиями, происходящими у минерального источника, зорко следит голова Шунута. Со временем и камни стареют. Голова великана стала похожа на лицо старика, поэтому кто как называет скалу: то Старик-Камень (на географических картах), то Голова Шунута, иногда просто, старик в кепке. С вершины открывается великолепный вид на г. Шунут, и окрестности.

В недалекие времена облюбовали эти места староверы. Здесь располагались их скиты. А еще место у целительного родника называют Платонида — по иноческому имени женщины старой веры, похороненной вблизи источника.

Легенды

Большинство ученых выводят название горы от слова «азау», что по-татарски значит «зуб», «острие». Но, разумеется, эта версия выглядит скучной для тысяч туристов, ежегодно прибывающих на живописные склоны этой сказочной горы. Бытуют две основные легенды, объясняющие название, одна живописнее другой. Согласно первой, гора названа в честь разбойника, который вместе с шайкой таких же удальцов грабил проходившие у подножия караваны. Когда разбойное гнездо обложили правительственные войска, атаман приказал укрыть все награбленное в пещеру, завалил вход камнем, и спросил, кто возьмется охранять золото? Вызвался молодец по имени Азов. Атаман застрелил его на месте, и вся шайка ушла с горы. Азов с тех пор и стережет разбойничьи сокровища.

Другая легенда стала основой для сказа Бажова. В нем повествуется о том, что золото в недрах горы спрятали «стары люди» — племена, которые жили здесь в древности. Сам по себе этот металл им был не нужен, но до него были охочи и татары, и русские казаки, которые не давали мирным охотникам спокойно жить. Тогда исконные обитатели этих мест сложили золото в пещеру и ушли. А сторожит сокровища девка Азовка. Настоящее ее имя не знает никто. Но если позвать ее подлинным именем, то недра горы раскроются, и смельчак получит и сокровища, и руку красавицы.

Достопримечательности парка

Природный парк «Бажовские места» уникален тем, что на его территории находится большое количество необыкновенных объектов истории, природы и культуры.

Тальков камень

Озеро Тальков Камень — это одно из самых красивых озер Среднего Урала, как это ни удивительно, рождено не природой, а человеком, точнее его хозяйственной деятельностью. Раньше здесь стоял обычный хвойный лес, а сейчас красуется небольшое, но очень симпатичное озеро, круглый год привлекающее многочисленных туристов и отдыхающих.

Узнать больше

Скалы «Марков камень»

Марков-камень — геоморфологический, археологический и историко-литературный памятник природы областного значения. Высота 413 метров, площадь 277 Га. На вершине находятся типичные для Среднего Урала «каменные палатки» средней высотой 10-12 метров, на вершине находится триангуляционная вышка.

Археологи полагают, что когда-то здесь было древнее святилище. Некоторые краеведы склонны считать, что скала названа именем Марка Турчанинова, внука первого владельца Сысертского горного округа А.Ф. Турчанинова, охотничья избушка которого будто бы находилась в середине прошлого века у подножия скалы.

Узнать больше

Асбест-камень (Мочаловский разрез)

Автор фотографии: Стихин Виктор

Озеро «Асбест-камень» находится на территории природного парка «Бажовские места» недалеко от реки Мочаловка и имеет второе название «Мочаловский разрез» (или Мочаловские разрезы). Представляет собой два карьера, разделенных между собой перешейком около 50 метров. Карьер после прекращения эксплуатации заполнился грунтовыми водами, а откосы и отвалы заросли сосновым лесом. Второй – совершенно сухой и тоже зарос сосновым лесом. Водоем затопленного карьера представляет собой зеленое озерцо с красивыми высокими берегами.

Асбест-камень относится к сети карьеров по добыче антофиллит-асбеста. Первые разработки начинались еще в конце XVIII века, когда месторождение было открыто местным молотобойцем Ф. Кутугиным. Однако в середине XIX века рудник был заброшен как нерентабельный, и только в 1947 году началось его промышленное освоение. В 1991 году добыча на руднике была прекращена.

Узнать больше

Гора Азов

В восьми километрах от центра Полевского находится одно из самых загадочных мест на Среднем Урале — гора Азов (высота 589 метров). Она часто упоминается в сказах Бажова. В сентябре 1940 года на восточном склоне горы под тонким слоем почвы были обнаружены 44 древних медных и бронзовых культовых изделий. Чуть позже в гроте были найдены 10 идолов, обращённых лицами на восток. Находки относятся к IV—II вв. до нашей эры, хранятся в краеведческих музеях Екатеринбурга и Полевского.

Барсучий камень

Автор фотографии: k lex

Барсучий камень — это каменный останец, всего метров 5 в высоту. Название скала получила благодаря барсукам, которые облюбовали здешние места. В окрестностях видны их следы, иногда встречаются и норы. На поляне около скалы обустроено место для привала, где можно отдохнуть.

По дороге к Барсучему камню можно насладиться видами реки Черной, увидеть бобровые плотины, а так же по дороге вам встретятся остатки землянки, в которой сохранился даже очаг.

Скалы «Храпы»

На северной оконечности памятника природы «Веселый увал», в одном из самых труднодоступных участков парка, находятся самые высокие скалы, которые получили название «Храпы» или «Храповская голова».

Название появилось из-за характерного звука, который слышали здесь люди. Легенда гласит: один охотник долго брел по лесу, в поисках добычи. Шел, он шел, и так сильно устал, что лег и захрапел. Так и храпит по сей день…

Свою точку зрения на происхождения звука в этом месте описывает Харин Антон Васильевич: Раньше скалы не были закрыты лесом и когда ветер дул сквозь скальную гряду, то слышался звук, похожий на храп.

ВНИМАНИЕ! Туристам, решившим посетить это место, стоит зарегистрироваться и проконсультироваться в Администрации парка, так как в этом месте обитают опасные для человека хищники (медведь, рысь и волк)!

Кордон «Плита»

Кордон «Плита» — это уголок забытой уральской жизни, построен на месте большого трактира, где уставший путник в стародавние времена мог отдохнуть, поменять лошадей и перекусить. Быт здесь почти не изменился со времен крестьян ХIХ века. Здесь можно увидеть конюшни с величавыми лошадьми, узнать о не легкой жизни крестьянина, посмотреть уникальные коллекции старинной утвари и конной амуниции.

Наш земляк – художник – друг Бажова

П.П.Бажов был знаком с нашим земляком художником – пейзажистом, непревзойденным мастером этюда на Урале, родоначальником уральского пейзажного жанра И. К. Слюсаревым. В 1898 году Иван Кириллович закончил байновскую церковно – приходскую школу — прародительницу школы № 16 Каменска – Уральского.

«.Бажов и Слюсарев познакомились в начале 1920-х. По совету П. Бажова Слюсарева пригласили в редакцию журнала «Товарищ Терентий», где были напечатаны статья о художнике и репродукции его этюдов». По просьбе писателя художник приносил свои рисунки в редакцию журнала. Возможно, что Слюсарев выполнял и некоторые иллюстрации к журналу.

«В восприятии Урала у Бажова и Слюсарева было много общего – оба видели в нем величие и поэтичность».

В отличие от Бажова любовь к Уралу Слюсарев выражал не словами, а красками, «стремился создать лирически окрашенный образ уральской природы на холсте». Но довольно часто их работы перекликаются. Бажов пишет о камнях и скалах, а Слюсарев изображает их на холсте. На некоторых скалах, изображенных Слюсаревым, Бажов бывал. Например, на скалах «Чертово городище», которые Слюсарев изобразил на картине «Скалы Чертова городища».
Не раз был П. Бажов в Златоусте, где жили герои некоторых его сказов. В 1935 году Златоуст и его окрестности посетил И.К. Слюсарев и написал картины: «Город Златоуст и гора Таганай», «В окрестностях горы Таганай», «На горе Таганай. Замшелые камни».

В 1941 году П.П. Бажов посетил п. Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, а И.К. Слюсарев изобразил поселок в работе «На Родине Мамина-Сибиряка. Висимо-Шайтанск».
Бажову были знакомы все улицы и достопримечательности Екатеринбурга. Некоторые из них Слюсарев изобразил в своих работах. Так, в картине «Первое мая. Открытие трамвайного парка в Свердловске» художник изобразил уголок города и пуск трамвая, где находилась автобусная станция, с которой Бажов уезжал в Сысерть. Написал пейзаж «Зеленая Роща», «Екатеринбургский городской пруд»; картины «Ночь в Харитоновском парке», «Дом Харитоновых», «Дворец пионеров».

Некоторые картины Слюсарева можно считать иллюстрациями к сказам Бажова. Например, «Завтрак рудокопа».
27 января 1944 года, в день 65-летия писателя, Слюсарев подарил Бажову картину «В поисках малахита». На картине среди сказочного каменного леса человек «с лопатой на плече и рудничной лампой в руке». В фигуре человека угадывается образ П.П. Бажова. « Особенно узнаваема привычная бажовская кепка на крупной высоколобой голове. Это не портрет, а скорее дружеский шарж на замечательного уральского писателя».
На бажовскую тему писал художник А. А. Заусаев. « Наиболее известные его работы «П. П. Бажов (певец Урала)» и ее повторный вариант «Певец Урала (П. П. Бажов на Думной горе)». Алексей Александрович родился в 1920 году в д. Борисова Катайского района, что в 4 км. от нашего края. В прошлом деревня входила в дачу Каменского завода. Художника видел и знал Заусаев Алексей Александрович живущий в Каменске – Уральском. Оба они родом из д. Борисова. Дома рядом – соседи. Одинаковы фамилия, имя, отчество. Только год рождения разный – у художника 1920, у каменца – 1949. И, что удивительно, не родственники. Пятнадцатилетним подростком «наш Заусаев», вместе с матерью, не раз бывал в доме художника, видел его картины в горнице. Видел как летом художник, приезжая из Свердловска на родину, писал пейзажи.

Как добраться до Азова

Ближайшие к Азову аэропорт и железнодорожный вокзал находятся в Ростове-на-Дону. Оттуда едут на автобусе или такси.

Самолет. Прямой перелет из Москвы в Ростов-на-Дону и обратно в 2021 году стоил от 6000 Р. Время в пути составляло два часа. С февраля 2022 года ростовский аэропорт приостановил работу.

Аэропорт расположен в 40 км от автовокзала в Ростове-на-Дону. Доехать до привокзальной площади можно за 65 минут на автобусе № 700. Он отправляется из аэропорта каждые 30 минут, билет стоит 150 Р.

Поездка на такси обойдется в 1200 Р и займет 50 минут. Здесь работают «Яндекс-гоу», «Убер», «Ситимобил» и прочие.

Поезд. Я ехала из Москвы до Ростова-на-Дону на поезде. Самые быстрые — двухэтажные составы № 104В, 028Ч, 004М и фирменные № 012М и 102М, они идут 15 часов. Билет в плацкартный вагон стоит от 2650 Р, в купе — от 3250 Р. От железнодорожной станции до автовокзала идти пять минут, здания находятся друг напротив друга.

Из Ростова-на-Дону в Азов каждые десять минут ходит автобус № 215/1. Проезд стоит 120 Р. Время в пути — почти полтора часа. Быстрее и дешевле добраться электричкой: она идет от 53 минут, а билет стоит 84 Р. Правда, рейсов немного: по паре рано утром, днем и вечером.

Мой поезд из Москвы приехал в 10:33, а ближайший автобус был в 12:20. Я решила не терять времени и заказала такси через «Яндекс-гоу». До центра Азова доехала за 40 минут и 700 Р. В 2023 году цены на такси выше — 1000—1200 Р.

Начало моего маршрута — музейный комплекс «Пороховой погреб». Чтобы не идти до него 2 км от автовокзала пешком, можно проехать 10—15 минут на городском автобусе № 1 до остановки «Порт». Билет стоит 18 Р, к оплате принимают только наличные. Билет стоит 27 Р, к оплате принимают только наличные.

Из Москвы я приехала на станцию «Ростов-главный». Фото: Yuri-D3 / Shutterstock

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: