Свалка космических кораблей
Что интересно, астронавты, живущие на борту Международной космической станции, по факту находятся ближе всех к этой самой точке Немо. Все дело в том, что МКС кружит над Землей (и в частности над местом, о котором мы говорим) на высоте около 400 километров, в то время как ближайший к точке Немо клочок суши находится гораздо дальше.
Согласно Popular Science, с 1971-го по середину 2016-го космические агентства со всего мира похоронили здесь как минимум 260 космический аппаратов. При этом, как отмечает портал Gizmodo, количество утилизированных космических аппаратов резко возросло с 2015 года, когда их общее число составляло на тот момент всего 161.
Здесь, на глубине более трех километров, нашла свое последнее пристанище советская космическая станция «Мир», более 140 российских грузовых космических кораблей, несколько грузовиков Европейского космического агентства (например, первый автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» серии ATV) и даже одна из ракет SpaceX, если верить отчетам Smithsonian.com. Правда, космические аппараты здесь вряд ли можно назвать аккуратно сложенными в одну кучу. Айлор отмечает, что такие большие объекты, как станция Таньгун-1, могут при падении развалиться на части, покрыв площадь в 1600 километров вдоль и несколько десятков поперек. Сама же территория «отчуждения» точки Немо занимает площадь более 17 миллионов квадратных километров, поэтому найти конкретный упавший космический аппарат здесь не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.
Грузовой корабль «Жюль Верн» Европейского космического агентства разваливается на части при входе в атмосферу. 29 сентября 2008 года
Конечно, далеко не все космические аппараты заканчивают жизнь на этом кладбище космической техники, но шансы на то, что часть разрушающегося космического аппарата упадет на кого-то из людей, вне зависимости от того, где этот космический аппарат будет падать на Землю, очень малы, отмечает Айлор.
Тот самый недогоревший кусок ракеты и женщина, на которую он упал
Гораздо большую опасность мертвый космический аппарат может создавать именно на орбите.
История Кладбища кораблей в Териберке
До 60-х годов XX века Териберка была рыбным центром Мурманской области. Рыболовецкие суда (по большей части — с деревянной обшивкой) бороздили просторы Баренцева моря. А то и выходили в Северный Ледовитый океан. С 60-х годов областную «инициативу» перехватил Североморск, а старенькие деревянные траулеры начал замещать крупнотоннажный флот.
Еще через несколько лет центром рыбопереработки стал Мурманск. Там завершилось строительство рыбного порта и рыбокомбината.
Так ловля рыбы областного значения сошла на нет в Териберке. А морально устаревшие деревянные корабли так и остались стоять на берегу. Несколько из них буквально вросли в грунт, образовав подобие пирса.
Но «свалка» — дело заразительное, и к первым судам очень скоро присоединился еще десяток-полтора. Так и появилось «кладбище кораблей».
Реальная угроза космического мусора
На данный момент на различных высотах вокруг Земли кружат около 4000 искусственных спутников. А в ближайшем будущем должно появиться еще больше. Илон Маск и его компания SpaceX обещают запустить свою собственную сеть Интернет, которую будут обеспечивать 4425 новых спутников. Другими словами, на орбите и сейчас полно различных космических аппаратов, а вскоре вообще будет не протолкнуться.
Согласно статистике сайта Space-Track.org, помимо спутников на орбите находятся тысячи неконтролируемых останков ракет, а также более 12 000 других искусственных объектов размером больше человеческого кулака. И это если еще опустить бесчисленное число различных шурупов, болтов, кусков засохшей краски (с обшивки ракет) и множества металлических частиц.
Со временем страны начали понимать, что в буквальном смысле захламляют космос и это создает серьезную угрозу не только для их систем, но вообще для всех
Самое худшее, по мнению специалистов того же Европейского космического агентства, может произойти тогда, когда два куска космического мусора сталкиваются друг с другом, особенно когда эти объекты большого размера.
Случайные столкновения тех же спутников хоть и происходят очень редко, но происходят. Последние такие инциденты были в 1996-м, 2009-м и два в 2013-м. В результате подобных событий, а также в результате намеренного уничтожения спутников появляется огромное число космического мусора, создающего угрозу другим рабочим спутникам и опасность цепного эффекта.
Как проехать к кладбищу паровозов, координаты GPS
GPS координаты кладбища паровозов: N 52º20,532´; E 57º21,854’
К кладбищу паровозов можно проехать с помощью обычного дорожного навигатора двумя способами:
Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. В этом случае ехать придется прямо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги высокая стена леса, с другой — заросший лесом обрыв.
Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы.
Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.
Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо. Переезжаем мост через речку Лёк, уходим по полевой дороге налево, и далее движемся в сторону кладбища паровозов вдоль кромки леса. Река Лёк при этом тянется по левую руку.
В этом случае движемся по лесной (полевой) дороге, которая выведет прямо на поляну, на которой стоят паровозы. С этой стороны проехать можно на автомобиле повышенной проходимости практически до первого состава.
При желании машину можно оставить на окраине поселка Киселево, и пройтись пешком. Расстояние от поселка 2,8 километра.
Мы заезжали со стороны поселка Киселево:
На обратном пути, в сезон, в прилегающем лесу можно собрать неплохой урожай грибов. В основном, Маслята и Моховики, немного Сыроежек.
Общее описание проезда к кладбищу паровозов
Из г. Екатеринбург выезжаем по Московскому тракту. Проезжаем г. Ревда, пос. Ачит, пос. Шахарово. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).
1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Шахарово проезжаем стороной пос. Суксун, за пос. Голдыревский по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае примерно 295 км.
2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Шахарово движемся в сторону пос. Суксун. В пос. Суксун на первом перекрестке после заправки у въезда в поселок уходим направо в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево. Не доезжая до пос. Медведево уходим налево в сторону пос. Киселево. Проехав пос. Киселево, сразу за последним домом, уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае около 235 км.
Из г. Пермь выезжаем в сторону г. Кунгур. В г. Кунгур не заезжаем, двигаясь далее по трассе в сторону пос. Семсовхоз. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).
1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Семсовхоз по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Пермь в этом случае примерно 130 км.
2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Семсовхоз движемся в сторону пос. Суксун. Проезжаем пос. Суксун, и практически на выезде из поселка, не доезжая до заправки, уходим налево в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево.
Полезная информация для автотуристов:
Что нужно взять с собой в поход с палатками, списокКакие продукты взять на природуПоходная аптечка туриста
Примечание к GPS треку: в целях избежания стояния в огромных пробках, вызванных ремонтами дорог на нескольких участках между г. Екатеринбург и г. Ревда, объезжали через г. Первоуральск.
Как избавиться от космического мусора
Для предотвращения появления нового космического мусора стареющие космические аппараты нужно со временем сводить с орбиты. Многие космические агентства, а также частные космические компании сейчас рассматривают возможность создания специального космического аппарата-мусорщика, который мог бы производить захват отживших свое спутников и других космических аппаратов и направлять их прямиком в подводное кладбище космических кораблей на Земле.
Однако тот же Айлор, как и некоторые другие эксперты, настаивает на разработке новых технологий и методов, с помощью которых можно будет захватывать, тащить и убирать старый неконтролируемый космический мусор, накопившийся на орбите и представляющий настоящую угрозу.
К сожалению, технические трудности в реализации подобных планов стоят далеко не на первом месте среди проблем, когда есть такое понятие, как бюрократия.
По мнению Айлора, перед лицом общей угрозы нации всего мира должны объединиться, потому что только так можно будет эффективно решать подобные проблемы.
Паровозы
Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.
Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.
Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)
Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».
В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».
В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.
Паровоз ЭР
У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.
Как добраться в 2023
Кладбище кораблей на картеФото: Яндекс.Карты
- На машине. Расстояние от Мурманска до Кладбища кораблей 131 км по Серебрянской трассе. От центра Териберки — 1,9 км. Припарковаться можно у остановки автобуса «Кладбище кораблей».
- На рейсовом автобусе. Из Мурманска ходит маршрут №241. Возле «кладбища» есть одноименная остановка по требованию.
- Пешком. Прогуляться до Кладбища кораблей можно из старой Териберки по мосту через реку. По времени это займет 15-25 минут. От знаменитого отеля Cedar Grass до этой локации 10-15 минут. Если вашим местом проживания станет Лодейное, то до Кладбища кораблей придется прогуляться 30-40 минут. Главное, что дорога туда одна. Само «кладбище» расположено на берегу. Так что заблудиться не представляется возможным.
Если отправитесь в Териберку с экскурсией, к Кладбищу кораблей вас обязательно завезут. Оно, как правило, входит в стандартные программы. А вообще эта достопримечательность хороша тем, что посетить ее можно в любое время года и погоду. Чего не скажешь, к примеру, о Батарейском водопаде.
Как появилась база?
Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края. Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.
Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра. Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.
Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.
История базы
В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов. Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.
Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.
Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.
До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.
Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.
И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.
Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек. Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.
Как падают космические корабли
Чтобы «похоронить» очередной космический аппарат на этом кладбище, космическим агентствам требуется некоторое время для проведения нужных расчетов. Как правило, более компактные спутники не заканчивают свою жизнь именно в точке Немо, так как, объясняет NASA, «тепло, создаваемое атмосферным трением, в большей степени уничтожает падающий со скоростью несколько тысяч километров в час спутник еще до того, как он упадет. Та-да! Это словно магия. Будто бы и не было никакого спутника!».
Совсем другое дело — более крупные объекты вроде Тяньгун-1, первой китайской орбитальной космической станции, запущенной в сентябре 2011 года, вес которой составляет порядка 8,5 тонны. Китай потерял управление 12-метровой орбитальной лабораторией в марте 2016 года. Прогнозы неутешительные. Станция должна упасть на Землю где-то в начале 2018 года. Где именно? Пока никто не знает. Тот же Айлор, работающий на некоммерческую организацию Aerospace Corporation, говорит, что его компания, скорее всего, не решится делать прогнозы ранее чем за пять дней до того, как станция ожидаемо разрушится в атмосфере Земли. Когда это произойдет, сотни килограммов различных металлических частей вроде титановой обшивки станции, топливных баков и много чего еще продолжат свое падение со скоростью свыше 300 километров в час, пока в конечном итоге не упадут на поверхность планеты.
Так как Китай потерял контроль над станцией Тяньгун-1, страна не может уверенно спрогнозировать, упадет ли она в точку Немо.
Где находится Кладбище кораблей
Адрес: поселок Териберка, Мурманская область (карта)Координаты: 69.169211, 35.122189
Кладбище кораблей расположилось по дороге в поселок (между старой Териберкой и Лодейным). В нескольких метрах от остановки междугороднего автобуса №241 из Мурманска в Териберку. Ориентироваться можно и на популярную гостиницу «Баренц» (там можно не только остановиться, но и поесть).
Кладбище кораблей в ТериберкеФото: Dreamstime.com
Всего на побережье можно увидеть около 15-ти судов. Часть из них полностью «утоплена» в грунт. Один корабль взял на себе роль пирса. Остальные разбросало недалеко от берега, и лучше всего их видно в периоды отлива.
Старый траулер под северным сияниемФото: Фотобанк Лори
Очень живописны остатки старых траулеров в свете северного сияния в Териберке. Но если пойдете туда зимой, лучше смотреть под ноги. Под глубокими сугробами можно не заметить торчащий край судна или арматуру.
Кладбище кораблей стоит посетить хотя бы потому, что туда легко добраться. Кто едет на машине, достаточно припарковаться недалеко от остановки. На автобусе — попросить водителя остановиться у «Кладбища кораблей».