Пыскор. церковь николая чудотворца

Старинное село пыскор

История

Пыскор – одно из самых древних сел на территории верхней Камы. Древнейшее известное поселение на территории села – городище датируется ещё 16-17 веками.
В долине реки Верхней Пыскорки до прихода Строгановых проживали коми-пермяки. Пыскор – он же Канкор – слово коми-пермяцкое, производное от двух слов: пыс – ушко (ущелье); кор – город. Город в ущелье.

С 1560 по 1755 годы здесь находился Пыскорский мужской монастырь. Судьба у монастыря оказалась совсем не простой. Из Пыскора он несколько раз переносился в разные места: на реку Лысьву (1755), в Соликамск (1775), затем в Пермь (1781).

При этом при переезде из Пыскора все строения монастыря (кроме Никольской церкви) по приказу архимандрита Иуста были уничтожены до основания. Зачем это понадобилось – одна из тайн монастыря. С тех пор в народе закрепилась поговорка «где был Пуст — там монастырь стоит пуст», а также возникли легенды о спрятанных сокровищах в тайных подземных ходах, входы в которых были старательно спрятаны.

Пожва

А мы двигаемся дальше. Впереди еще один поселок с очень похожей судьбой. Я имею в виду Пожву. Снова коми-пермяцкий топоним «пож-ва» — «вода в решете» — чистая, рябит на перекатах.

От Майкора Пожва отличается тем, что Пожевской завод изначально был организован в 1715 году около места добычи медной руды и начинался как медеплавильный. Но запасы меди быстро иссякли, завод перепрофилировался на железо и начал работать на привозном сырье. Кроме чугуна и листового железа на заводе начали экспериментировать с разными изделиями машиностроения. В 1821 году построен первый на Каме пароход «Всеволод», а в 1839 году паровоз «Пермяк», ставший третьим в России после паровозов братьев Черепановых и первым для широкой колеи. Доменная печь Пожевского завода в первой четверти XIX века была самой крупной древесноугольной печью в Европе. О применении самых передовых технологий на Пожевском заводе может свидетельствовать то, что уже в 1816 году впервые в России в цехах была применена система газового освещения.

В 1918 году завод был национализирован и былого расцвета уже не достиг. Много лет стоял законсервированным, периодически подключаясь к производству сельскохозяйственной и лесопильной техники. Окончательную судьбу завода также решило заполнение Камского водохранилища. Пригодное для использования оборудование переместили на новую площадку, образовав Пожвинский машиностроительный завод, который закончил эту славную историю банкротством в 2013 году.

Пожвинский залив Камского моря

И снова для любознательного автопутешественника местом притяжения служит сохранившееся здание культового назначения. Свято-Троицкая церковь — двусветный четырёхстолпный крещатый в плане храм с трехъярусной колокольней – один из немногих сохранившихся в крае образцов культовой архитектуры середины ХIХ века в формах зрелого классицизма.

Пожва. Троицкая церковь

Лучи света под куполом собора

Церковь мы обошли и даже внутрь зашли. На этом, к сожалению, знакомство с Пожвой и завершилось. Дорога снова звала в путь.

Юсьва

Прямой дорогой доезжаем до Кудымкара, но там сворачиваем на восток, чтобы проехать вдоль речки Иньвы до ее впадения в Камское водохранилище. И первой остановкой на нашем пути будет еще один районный центр Пермского края – поселок Юсьва. Это для русского уха — юсьва и юсьва – что необычного? А по коми-пермяцки звучит куда более романтично — «лебединая вода». Думаю, что не только жители Пермского края, но и многие россияне уже знают, что в финно-угорских языках (к которым относится и коми-пермяцкий) частичка «ва» означает – «вода». Сылва, Ласьва, Сосьва, Камва, Чусва – вот только несколько речных топонимов нашего края.

Но вернемся к нашей Юсьве. Первое упоминание о «деревне Юсьва на реке Юсьве» относится не много не мало к 1579 году. Впоследствии деревня поднялась до волостного центра Соликамского уезда. Но отсутствие «точек роста» — промышленных предприятий или транспортных путей, так и оставило ее на прежнем уровне развития.

Сделав небольшой круг по центру поселка, мы нашли возможным только остановиться у местного ЗАГСа и запечатлеть малые архитектурные формы. Увы, но больше ничего интересного не нашли. Едем дальше!

Здание районного ЗАГСа и непременные лебеди, как нигде к месту

Малые архитектурные формы

Дорога бежит вдоль Иньвы, которая петляет по широкой долине, образуя порой заболоченные места. Наша следующая остановка в поселке Майкор.

Достопримечательности

Церковь Преображения Господня в селе Пыскор

  • Никольская церковь была построена в 1695 году. Средства на её строительство выделил солепромышленник Григорий Шустов.
  • Пыскорский лабиринт расположен в Пыскорской горе. Подземный ход лабиринта ведёт в глубь склона. Подземный ход был случайно открыт местными мальчишками в 1915 году. В том же году был исследован археологами во главе с Павлом Богословским, рассказавшем о результатах изучения в работе «Подземный ход и археологические раскопки в селе Пыскор Соликамского уезда». Позже вход в тоннель был закрыт сошедшим оползнем.
  • Преображенская церковь была построена в 1782—1808 года на средства прихожан.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 10 сентября 2014.
  2. . Дата обращения: 23 июня 2008.
  3. ↑ Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI—XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 402. — С. 72
  4. Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI—XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 402. — С. 73
  5. . Дата обращения: 22 февраля 2022.
  6. ↑ Курлаев Е. А. Роль иностранных специалистов и технологий в формировании геологоразведочной и горнодобывающей отраслей на Урале в XVII — первой четверти XVIII века // Известия высших учебных заведений. — Горный журнал. — 2012. — № 8. — С. 110
  7. История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.в. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 230
  8. [www.be.sci-lib.com/article084669.html Пыскорское]
  9. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села.. — Пермь: Книжный мир, 2005. — 232 с. — ISBN 5-93824-055-7.
  10. Головчанский Г.П. Православный некрополь Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (по результатам раскопок 2002-2003 гг.) (рус.) // Археологическое наследие Урала: от первых открытий к фундаментальному научному знанию (ХХ Уральское археологическое совещание). — Ижевск, 2016. — С. 294—296.
  11.  .
  12. [bse.sci-lib.com/article124853.html Шустовы] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  13. . Дата обращения: 30 октября 2016.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 февраля 2011.

Пыскорские подземные ходы

План Пыскорского монастыря

Причем существование подземных ходов было подтверждено. В 1915 году жители села Пыскор обнаружили образовавшийся вследствие провала земли вход в подземелье на склоне холма. На место отправилась экспедиция под руководством П.С. Богословского. Около двух месяцев продолжались работы по расчистке тоннеля, а также археологические раскопки на холме на месте бывшего монастыря. В ходе работ под землей была обнаружена развилка тоннеля в трех направлениях, причем ход вниз был засыпан специально. Все участники раскопок отметили, что оттуда доносился запах ладана. По предположениям исследователей, монахами там могло быть что-то спрятано. К сожалению, отпущенные на исследования средства закончились, и работы были свернуты. На входе в подземелье установили дверь, повесили замок, планируя еще сюда вернуться и продолжить раскопки. Увы, было не суждено. Вскоре вспыхнула революция, стало не до науки. Уже в советское время оползень погреб вход в подземелье.

Исследования подземелий П.С. Богословский описал в статье «Подземный ход и археологические раскопки в селе Пыскор». Современные ученые, к сожалению, попыток попасть в таинственные подземелья пока не предпринимают.

Майкор

Окончание «кор» или «кар» тоже пришло к нам из коми-пермяцкого языка. Помните – Кудымкар – город Кудыма. Также и Майкор можно перевести как «город Мöя». А «мöй» с коми-пермяцкого – бобр. Ученые считают, что бобр был тотемным животным старейшины рода, основавшего когда-то поселение на берегах Иньвенского залива Камы. И было это до первого упоминания Майкора в писцовых книгах все того же 1579 года. В Майкоре археологи обнаружили городище X-XVI вв., на котором жили предки коми-пермяков. Вблизи городища находили золотой браслет с арабской надписью, серебряный сосуд иранского происхождения времен династии Сасанидов.

Подобно юсьвинским жителям майкорцы могли бы до конца ХХ века заниматься землепашеством и рыбной ловлей, если бы в 1811 году не обратил внимание на эти земли владелец соседнего Пожевского завода Всеволод Андреевич Всеволожский. Найдя возможность устройства запруды на Иньве, а также оценив запасы леса, решил Всеволод Андреевич основать в Майкоре листокатальный завод, назвав его в честь своего сына Никитским

Вот так, мы снова возвращаемся к горнозаводской цивилизации Урала. Оказываемся на ее западной границе, где распространение железоделательных заводов вошло в соприкосновение с коми-пермяцкой культурой. Вспомним, что первые заводы на Урале в XVIII веке появлялись в местах добычи руды. Но для выплавки чугуна и выделки железа требуется много древесины и древесного угля. Потому территории вокруг заводов быстро оголялись и к XIX веку стало выгоднее строить заводы там, где есть лес, и везти туда руду, чем свозить древесину к месту добычи руды. А еще одним подспорьем стала Кама, по которой можно сплавлять лес с самых верховьев, где его запасы казались безграничными. Так железоделательные заводы стали появляться на берегах красавицы Камы.

Майкорский завод довольно быстро развивался. Строились новые цеха и печи. В 1914 году появилась своя электростанция. Чугун с Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов перерабатывали здесь в кровельное и листовое железо. Несколько лет простоя в годы гражданской войны сменились снова восстановлением и бурным развитием в годы первых пятилеток. Потом последовала Великая Отечественная война, в течение всех лет которой завод исправно выдавал свою продукцию для нужд фронта.

Но пришел 1954 год и все кончилось. Что случилось? Случилось завершение строительства Камской ГЭС и заполнение Камского водохранилища. Майкор своей планировкой четко делился на две части – нижнюю заводскую и верхнюю административную. Майкорский завод со всеми цехами и печами оказался в зоне затопления. Что смогли вывезли, а потом эта территория ушла под воду, и история завода завершилась. Рабочих трудоустроили на Иньвенский рейд, который возник над бывшим заводом. Много лет здесь собирали плоты для их сплава вниз по Каме. Но сегодня об этом уже ничто не напоминает.

Вот к такому интересному месту привела нас дорожка

Вид с высокого берега на просторы Камского моря, конечно, шикарный, но не это привлекает в первую очередь внимание заезжего автотуриста. А высокая четырехярусная колокольня недостроенного Богоявленского собора

У него тоже весьма интересная история.

Воды Иньвенского залива над Никитским заводом

Колокольня недостроенного Богоявленского собора

В 1891 году рабочие немаленького уже к тому времени майкорского поселения обратились к тогдашним владельцам завода Демидовым с просьбой возвести новую каменную церковь взамен старой деревянной. Проектированием нового храма занимались архитекторы аж из самого Лейпцига. В 1901 году заложили фундамент. Обычный кирпич изготавливали на месте, а фигурный привозили из Екатеринбурга. Строительство затянулось до 1-й Мировой войны и в нем успели принять участие австрийский пленные, которые прибыли в Пермский край зимой 1915 года. К 1917 году над высокой папертью была возведена каменная колокольня в четыре яруса в неорусском стиле. Потом, понятно, история сделала крутой поворот, и каменный Богоявленский храм в Майкоре так и не был никогда достроен и не был освящен.

Каменное кружево

Собор мог бы стать жемчужиной неорусского стиля

Но колокольня продолжает стоять и радовать глаз изящностью каменного орнамента, формой арок, кокошников, балясин. Я несколько минут стоял, задрав голову, не в силах оторвать взгляд от такого великолепия. Жаль, что нельзя подняться, и от пристроенной рядом трапезной остались только стены. Все равно, замысел архитекторов восхищает. Это была бы настоящая жемчужина Прикамья.

История

Село основано в 1558 году уральскими промышленниками Строгановыми на месте раннесредневекового городища, относящегося к родановской археологической культуре. Первоначально называлось Канкор (Кангор). В том же году был основан Пыскорский мужской монастырь. В 1559-60 годах, Аникий Федорович Строганов сделал пустыни вклад (дар) землями, перед смертью сам стал там монахом, а детям дал наказ заботиться о монастыре. В 1568 году в этом монастыре подвизался и принял монашеский постриг преподобный Трифон Вятский. Царская грамота 1621 года называла Пыскорский монастырь строением Аникия Строганова, его детей Якова, Григория и Семена и внуков Максима, Никиты, Андрея и Петра, которые построили храмы, но и дали обители «леса, и пожни, и иные угодья». Последующие Строгановы также помогали монастырю. Например, Анна Никитична Строганова по завещанию от 18 января 1686 года оставила обители 5 тыс. рублей. Отношения Строгановых с монастырем иногда были чисто хозяйственными. Например, по приходно-расходной книге 1688/89 годов значится, что Пыскорский монастырь заплатил по кабалам Строганову 5059 руб. и взял новый кабальный заем в размере 4455 руб., а также предоставил ему в оброк некоторые земли. Монастырь владел вотчинами и солеварницами в Соликамском уезде. В 1764 году получил II класс. Долгое время Пыскорский монастырь был самым крупным в Пермском крае, но в дальнейшем он переводился на р. Лысьву, в Соликамск (1775), и в Пермь (1781, по указу Екатерины II).

В 1623 году первое упоминание о Пыскорском женском монастыре: «да на посаде под горою в девичьем монастыре церковь Изосима и Савватия Соловецких чудотворцев деревянная клецки».

Достопримечательности

Сначала являлась ризницей Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, располагалась в северо-западной части монастырской ограды. После перемещения монастыря на реку Лысьву в 1755 г. и разборки монастырских строений, была оставлена на месте в качестве больничной, а затем кладбищенской церкви. В 1832 г. обращена в единоверческую церковь. В 1834-1835 гг. с западной стороны была пристроена трапезная и притвор с трехъярусной восьмигранной колокольней, увенчанной шпилем. В трапезной устроен теплый придел Благовещения Божьей Матери с иконостасом в виде выступающего прямоугольника, внутри которого и разместился алтарь. Десять икон невьянского письма составляли праздничный чин этого иконостаса. В 1850 году сооружен 5-ярусный иконостас во всю высоту основного храма — в классическом стиле, при этом иконы XVII -XVIII вв. были полностью записаны новой живописью, но царские врата конца XVII в., резные с позолотой, оставлены на прежнем месте (ныне хранятся в Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф.Коновалова). С 1929 по 1941 год не использовалась как культовое здание, затем открыта как единоверческая церковь. В1954-56 годах проводились реставрационно-укрепительные работы Пермской реставрационной мастерской. В 1962 году была закрыта. В настоящее время началась реставрация. В феврале 2005 года получено благословение епископа Иринарха на начало работ по возвращению здания Никольского храма в селе Пыскор Усольского района для организации на базе Никольского храма монастырского подворья Пермского Богоявленского мужского монастыря. Здание церкви в июне 2006 было передано монастырю в безвозмездное пользование. Вместе с местными жителями начались работы по расчистке храма от мусора. Никольская церковь будет реставрирована.

Церковь Спаса Преображения

Преображенская церковь строилась в 1782-1808 гг. на средства прихожан. Имела три престола: летний — Преображения Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы (до 1820 г. посвященный Св.Николаю Чудотворцу) — в зимнем приделе справа, и Благовещения — в зимнем приделе слева. Церковь одноэтажная, трапезная, с двухсветным основным объемом, одноглавая. Завершена восьмигранным куполом. Расположена в центре села (низовой части) на правом берегу реки Камгорки, на берегу Камы. Само здание неоднократно перестраивалось. Автором реконструкции церкви 1830 г. был выдающийся русский архитектор И.И.Свиязев. Проект предусматривал пристройку пятиярусной колокольни над притвором и трех дорических портиков по сторонам притвора, а также обработку фасадов в стиле классицизма. После перестройки село получило стройную вертикаль — колокольню с высоким шпилем. Перед зданием церкви была устроена просторная площадь с торговлей. Церковь закрыта в 30-е годы. Колокольня разобрана в 30-40-е гг. Кирпич употреблен для строительства школы. Резные иконостасы не сохранились. Использовалась под сельский клуб и хлебопекарню. С 1978 г. пустует.

Пыскорский мужской монастырь

В наши дни от Пыскорского монастыря осталось немногое: полуразрушенная каменная Никольская церковь да ямы на месте бывших построек.

Никольская церковь была построена в 1695 году на средства солепромышленника Григория Шустова. В 1834-35 годы к церкви была пристроена трапезная и притвор с восьмигранной колокольней.

В прошлом это была церковь мужского монастыря (при этом отнюдь не занимавшая заметного положения), затем приходская, а с 1840 года – кладбищенская. Рядом с ней – сельское кладбище. В настоящее время церковь не действует.

Именно здесь был пострижен в монахи святой Трифон Вятский. В 1998 году в память об этом событии на Пыскорской горе установили крест.

Сейчас монастырь пытаются возродить. В 2006 году здесь был создан скит Пермского Богоявленского мужского монастыря. Рядом с руинами Никольской церкви возводят новую деревянную.

С высокого холма открывается удивительно красивый вид на Каму и окрестности.

Внизу под монастырским холмом в селе находятся развалины еще одного каменного храма – Преображенской церкви бывшего Введенского женского монастыря.

Она была построена в 1782-1808 годы, неоднократно перестраивалась. В 1830 году церковь была реконструирована по проекту архитектора И.И. Свиязева. В том числе была построена пятиярусная колокольня с высоким шпилем. В 1930-е годы церковь закрыли, а колокольню, к сожалению, разобрали. Кирпич с колокольни пошел на строительство школы. В настоящее время церковь не используется.

Есть у Пыскора и славное заводское прошлое. В 1630-е годы здесь был построен первый на Урале медеплавильный завод, выплавлявший медь из медистого песчаника. Однако проработал он не очень долго. Уже через 20 лет он был закрыт. Позже, в 1723 году, медеплавильный завод вновь был восстановлен. Сейчас о нем напоминают медные шлаки, руины заводских построек и остатки плотин на речке Верхняя Пыскорка. В ходе этой поездки стоит также познакомиться с достопримечательностями Усолья.

Роданово городище

Следующей точкой на нашем пути было не совсем обычное место. У историков есть традиция называть целый исторический срез по имени места, где впервые были обнаружены артефакты, позволяющие выделить отдельную историческую культуру. И если я скажу про Роданово городище, то у многих сразу всплывет в памяти упоминание о родановской археологической культуре, которая характеризует Пермь Великую в X-XIII веках.

Причем тут коми-пермяки? Притом, что Роданово городище находится на их территории, и к нему мы сейчас и подъезжали. Сегодня это просто деревня Городище в десяти километрах к северу от Пожвы. Именно тут, на северной окраине, на выступе камского берега были произведены археологические раскопки. Были обнаружены остатки больших наземных бревенчатых жилищ с открытым очагом, ямой-кладовкой в центре земляного пола и 2-скатной крышей, найдены многочисленные орудия труда, украшения, местная и привозная глиняная посуда.

Странно было бы обнаружить здесь спустя несколько десятков лет следы былых раскопок. Для меня, как любителя истории родного края, это скорее символическое место, объединяющее Искор, Анфаловский городок, Красную горку в Кудымкаре, Редикорское, Рождественское, Сёминское городища. Это всё места, где проводились археологические изыскания, свидетельствовавшие о единстве культуры народа, населявшего Верхнего Прикамье еще до прихода русских с севера и татар с юга.

На берегу Камского моря

Но солнце еще высоко, а наш путь бежит снова на север края к месту, которое я давно хотел посетить, но никак не получалось, пока я не поставил его одной из главных целей нашего путешествия выходного дня. Я говорю про село Пыскор (ударение на первый слог). Один из старейших заводских и духовных центров Верхнекамья.

Никольская церковь – Никольская «на Горе» церковь

Местоположение: Усольский р-н, с. Пыскор

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Поселение на правом берегу реки Камы, основанное в 1558 году солепромышленниками Строгановыми, первоначально называлось «городок Камкор» (Канкор, Кангор, что по-коми-пермяцки означает «дом на Каме»). С 1560 года там находился основанный Аникием (Аникой) Фёдоровичем Строгановым Спасо-Преображенский мужской ставропигиальный монастырь, который в 1775 году был переведён в Соликамск, а в 1781 году – в Пермь, причём все монастырские строения, кроме Никольской церкви, были уничтожены.

Кирпичная Никольская церковь, построенная построена в 1695 году как монастырский больничный храм (по другой версии – переделена из трапезной монастырской церкви) солепромышленником Григорием Фёдоровичем Шустовым, представляет собой двусветный одноглавый четверик, заканчивающийся ложными полукруглыми закомарами, с одной апсидой, вытянутый вдоль поперечной оси, с трапезной, декорированный в духе «московского барокко»; окна второго этажа украшены пышными наличниками с колонками и многоярусными кокошниками. Четырёхъярусная колокольня под шпилем сооружена в 1830-х годах.

Исследователи предполагают, что Шустовы происходили из дворцовых крестьян села Дединова Коломенского уезда Московской губернии, родоначальником купеческой династии называют Якова Фёдоровича Шустова, торговавшего солью на Волге и Оке. В 1670–1690-е годы его братья Григорий и Василий основали соляной промысел на реке Лёнва в Соликамском уезде Пермской губернии. К 1696 году во владении Шустовых насчитывалось 32 варницы, 16 рассолоподъёмных труб, 13 соляных и несколько хлебных амбаров, более 110 дворов для «работных людей». Годовая производительность Лёнвенского усолья к концу XVII века достигала 2 млн пудов соли, которая на собственных судах доставлялась Шустовыми по Оке – в Калугу, по Каме и Волге – в Нижний Новгород. В 1696 году Григорий Дмитриевич Строганов подал царю челобитную, в которой обвинял Шустовых в незаконном захвате принадлежавших ему земель, и указом Петра I от 14 мая 1697 года промыслы на Лёнве были переданы Г. Д. Строганову.

Шустовы занимались соляной торговлей и в Москве. Есть свидетельства, что во время Северной войны они жертвовали средства на поддержку госпиталей, благодаря чему получили заказ на поставку продовольствия для армии и флота. Деятельность купеческого рода Шустовых не прерывалась вплоть до 1917 года.

После перенесения Пыскорского монастыря в Соликамск Никольская церковь стала кладбищенской. С 1831 года – единоверческая.

В советское время возвращена Церкви, закрыта не позднее 1930-х годов, в 1943 году вновь открыта, в 1962 году вновь закрыта и приспособлена под склад. В 1960 году здание, признанное памятником федерального значения, взято под государственную охрану, однако до сих пор пребывает в плачевном состоянии. Рядом с Никольской церковью на территории кладбища в настоящее время сооружают новую, деревянную. Делаются попытки возродить монастырь. В 2006 году здесь был создан скит Пермского Богоявленского мужского монастыря.

Литература

Словцов И. Ф. Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь. Пермь, 1869.

Дмитриев А. А. Пыскорский монастырь и его вотчины во второй половине XVII века. Начало солеварения в Дедюхине // А. А. Дмитриев. Пермская старина: Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Вып. II: Пермь Великая в XVII веке. Пермь, 1890. С. 189–209.

Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII в. М., 1957.

Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: Краткий исторический справочник. Пермь, 2003. С. 55.

Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф.
Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005. С. 100–112.

Бокарёв А. Церковь Николая Чудотворца в Пыскоре // Храмы России . URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=17211 (дата обращения 17.11.2020).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: