Содержание
Кирпичный городской собор, построенный в 1804 году в стиле классицизма. Располагался он у начала улицы Соболёвской (ныне улица Советская). Здание на высоком подвале состояло из холодного храма типа восьмерик на четверике, трапезной с Никольским приделом, многоярусной колокольни со шпилем и притвора. Имелся Никольский придел, в 1925 году был устроен третий Скорбященский престол. На его звоннице было 10 колоколов. Собор жил попечением именитых купцов г. Красноуфимска. При храме работала церковно-приходская школа. Ежегодно в день Казанской иконы Божией Матери совершались многолюдные Крестные ходы. К храму были приписаны 6 часовен и 4 домовые церкви.
В 1918 году арестованы и зверски замучены чекистами настоятель Свято-Троицкого Собора протоиерей Алексей (Будрин) и иерей Лев (Ершов) и священник Введенской церкви с. В. — Суксун Александр (Малиновский). 16 сентября их тела перезахоронили у Свято-Троицкого Собора.
14 декабря 1935 года собор был разорен и закрыт, в последующие годы в нем размещались различные учреждения.
В 1951 году храм был полуразрушен.
23 июня 2001 года был создан Приход во имя Святой Троицы, настоятелем которого благословлен иерей Андрей (Рыжаков).
4 ноября 2001 года в храме совершилась первая Божественная Литургия.
6 декабря 2001 года была организована воскресная школа для взрослых и начала работу православная библиотека.
20 декабря был создан попечительский совет храма и открыта трапезная.
25 июня 2002 года начал работу детский душепопечительский центр во имя Боголюбской иконы Божией Матери.
22-23 июля 2002 года были обретены мощи священномучеников иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского).
5 октября 2002 года были обретены мощи священномученика Алексия (Будрина). Мощи всех трех священномучеников выставлены в храм для поклонения.
- Мощи священномученика Льва (Ершова)
- Мощи священномученика Александра (Малиновского)
- Мощи священномученика Алексия (Будрина)
Адрес: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск ул. Куйбышева, д.5
Троицкий собор в Красноуфимске — это храм, информации о котором практически нет: из исторических данных есть только дата строительства – 1804 год, и две дореволюцинные фотографии.
Сейчас храм восстанавливается, остатки советского прошлого потихоньку исчезают, первоначальный облик пока только угадывается в существующем здании и современной стройке.
Знакомство с достопримечательностями Красноуфимска
С прошлого лета дети средней группы «Лесная полянка» начали знакомиться с родным городом Красноуфимском. Начали со знакомства со своим микрорайоном. На Юртовской горе есть много интересных и красивых мест, куда можно сходить и рассказать о них детям – это река Уфа, паровоз-памятник Л-1699, Юртовское озеро и другие .
Постепенно мы расширили территорию знакомства с его достопримечательностями. В этот раз мы ходили к железнодорожному вокзалу, посетили зал ожидания, посмотрели, где находится справочное бюро и кассы. Рассмотрели выставку рисунков и фотографий с изображением храма Александра Невского, вокзала, дворца творчества, белой церкви, мечети, казачьей избы … Рассмотрели герб Красноуфимска и познакомились с паспортом города.
По дороге повторили правила безопасного поведения на железной дороге, рассмотрели и другие здания: автовокзал, железнодорожный пункт полиции, аптека, баня, почта, библиотека, детская поликлиника, вагонное депо, узнали об их назначении. По дороге мы наблюдали за проходящими поездами, рассмотрели электровоз, пожарный и аварийный поезд.
Спасибо родителям за помощь в сопровождении детей на экскурсию.
Казацкая крепость на реке Уфе, защищавшая горные заводы Урала
Р242 Пермь — Екатеринбург, 65К-0409000 р.п. Ачит — с. Месягутово (82 км)
последние числа июня
Два самых старых здания города, напоминающих о том, что изначально Красноуфимск строился как крепость, в которой располагался казачий гарнизон. Башню считают дозорной из-за восьмигранной центрической архитектуры с защищёнными арками-окнами с каждой из сторон. Недавно башня была реконструирована под часовню. Деревянную избу относят к середине XVIII века. Она была построена из очень толстых стволов лиственницы, что обеспечило ей долговечность. До недавнего времени изба использовалась, как жилое помещение. Хотя от неспокойных времён на ней сохранились отверстия в верхних венцах, которые использовались в качестве бойниц. Поэтому такую деревянную казачью избу можно смело называть крепостью.
г. Красноуфимск, ул. Горбуновой, 35 (Казачья изба)
Очень статное здание похожее на древнего витязя почти в самом центре города, было построено с 1903 по 1914 годы по проекту архитектора Рябова и посвящено памяти царя-освободителя Александра II
С первых дней жители города стали зазывать эту церковь «красной» — за стены из красного кирпича и важное значение в духовной жизни Красноуфимска. Церковь была не только образцом русского барокко, но и одним из самых технологичных зданий в городе, оборудованных электричеством и калориферным отоплением
Однако уже в 1930 году церковь была закрыта и разграблена. Вплоть до конца 90-х годов ХХ века здание церкви использовалось под краеведческий музей. На данный момент церковь восстановлена и являются действующей.
г. Красноуфимск, ул. Мизерова, 88
Скромный белый обелиск стоит на одной из самых высоких точек живописного села Нижнеиргинское, что в 30 километрах от Красноуфимска. Никто не знает, почему памятник, имеющий общегосударственное значение, был установлен именно в этих краях. Однако известно, что памятник является ровесником реформы Александра II и, таким образом, является самым старым монументом, посвящённым отмене крепостного права, в стране и единственным в регионе. Интересным остаётся тот факт, что памятников, посвящённых столь значимому событию в истории России, всего три и все они находятся в сёлах: Коломенское (Московская область), Нижнеиргинское (Свердловская область) и Вознесенка (Башкирия).
Внутреннее убранство
Иконостас
Согласно Пахомию Логофету, Никон Радонежский незадолго до смерти обратился к иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу Черному с просьбой выполнить роспись Троицкого собора. Особенностью иконостаса является то, что он является сплошным — иконы в нем не разделены алтарными столпами.
Роспись стен
Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 года и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи.
Мощи преподобного Сергия Радонежского
5 июля 1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.
История Красноуфимска
Город начинался с появления Красноуфимской крепости на возвышенном правом берегу реки Уфы, предназначенной для защиты от набегов башкир. Место для крепости в апреле 1734 года выбрал полковник А.И. Тевкелев (основатель Оренбурга и Челябинска). Здесь проходила дорога, по которой передвигались башкиры для набегов на Кунгур. Деревянная крепость в урочище Красный Яр была построена в 1736 году. «Красный» в названии означало «красивый», а яром называли крутой обрывистый берег. Со временем крепость стали называть Красноуфимской. В ней размещались воеводское правление и гарнизон казаков. Также появились Ачитская, Кленовская, Бисертская, Верх-Бисертская и Киргишанская крепости. Административно Красноуфимская крепость входила в состав Уфимской провинции Оренбургской губернии.
В 1770 году тут побывал академик И.И. Лепехин:
Во время Крестьянской войны в конце 1773 года Красноуфимскую крепость взял без боя башкирский командир Салават Юлаев с 4-тысячным войском. На сторону пугачевцев перешли почти все казаки. Однако вскоре, в январе 1774 года, крепость сдалась властям. В июне 1774 года город вновь перешел к Пугачеву. В окрестностях, близ Александровских сопок, 11 июня произошло ожесточенное сражение пугачевцев с правительственными войсками.
В январе 1781 года Красноуфимск стал уездным городом Пермской губернии. Жители занимались земледелием, животноводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, ремеслами, торговлей.
Большую роль в развитии города сыграло образованное в 1870 году Красноуфимское уездное земство. В Красноуфимске работали уездные школы грамотности, женская гимназия, уездная больница, в 1887 году появилась городская общественная библиотека. К началу XX века здесь жило более 6 тысяч человек. Работали небольшие заводы: кожевенный, водочный, пивоваренный, винокуренный, восково-свечной, мыловаренный, спичечная фабрика, различные мастерские. Протекающая через город река Уфа служила водным путем в центральную часть страны. По ней сплавляли заводскую продукцию расположенные в верховьях предприятия, а также хлеб.
В 1912 году началось строительство железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург, на стадии проектирования ее называли Казанбургской. В 1916 году в Красноуфимск прибыл первый паровоз, а 1 июля 1920 года началось сквозное движение по маршруту Москва – Екатеринбург. Красноуфимск превратился в крупный железнодорожный узел. В наши дни станция Красноуфимск относится к Горьковской железной дороге, хотя находится в Свердловской области.
В советское время Красноуфимск стал центром сельскохозяйственного района. В 1933 году была создана селекционная станция по разведению новых сортов и организации семеноводства яровой и озимой пшеницы, ячменя, овса, гороха, гречихи, многолетних трав. Сотрудниками выведено более 50 сортов растений, 29 из которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений России. Интересный факт: в Свердловской области каждые 2 из 3 гектаров сельхозугодий заняты сортами Красноуфимской селекции, а по яровой пшенице – около 90%.
Ираиде Маскаль удалось найти в архиве (ф. 41, д. 314, л. 277) интересный документ. Оказывается, в 1936 году рабочие и служащие железнодорожной станции Красноуфимск, а также колхозники Красноуфимского района ходатайствовали о переименовании города Красноуфимск в город Молоков, Красноуфимского района – в Молоковский район, а станции — в станцию Молоково. В честь лётчика, Героя Советского Союза В.С. Молокова.
В 1941 году на базе эвакуированного оборудования возник механический завод, позже преобразованный в опытно-экспериментальный завод по выпуску стендов для испытания дизельных двигателей (до 1988 года – единственное в стране предприятие по изготовлению подобного оборудования).
С Красноуфимском связаны некоторые известные люди. В 1768 году в Красноуфимске родился Н.С. Попов – экономист, географ, историк, составивший первое историко-географическое и хозяйственное описание Пермской губернии. После окончания Петербургской учительской семинарии он обосновался в Перми, работая преподавателем истории и географии. А в Красноуфимском промышленном училище в 1893-99 годах учился будущий маршал Советского Союза Б.М. Шапошников (1882–1945). В годы Великой Отечественной войны в Красноуфимске в доме на ул. Пролетарская, 101 жила в эвакуации Е.Д. Стасова – революционерка, соратница В.И. Ленина, секретарь ЦК.
Численность населения Красноуфимска составляет 38 тысяч человек (для сравнения в 1992 году достигала более 46 тысяч).
Интересные факты и легенды
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.
История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…
По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.
Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.
Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.
Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.
Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.
Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.
Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.
Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.
Пожар в Троицком соборе
25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.
Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.
Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.
Из небытия
Исторический центр Санкт-Петербурга – это вечный город. Проходят десятилетия, а ничего здесь не меняется. Иду знакомыми с юности улицами, выхожу на Мытнинскую, которая тянется далеко-далеко, переходит в Полтавскую и где-то там впереди упирается в пакгаузы Московского вокзала. Гляжу туда, в далёкий тупик… и глазам своим не верю: в самом конце улицы плывут в небе золотые купола. Откуда они здесь?!
Что ж, иду дальше – заново открывать для себя «вечный город». Вот и конец Полтавской, направо – знакомая арка в крепостной стене из красного кирпича, с бойницами и рядом зубцов поверху. Вспоминается, как четверть века назад бывал я здесь и гадал, каким ветром занесло сюда этот кусок Кремлёвской стены. А сейчас рядом с ней – огромный белокаменный храм! И тоже словно по воздуху перенесённый откуда-то из глубинной Руси – то ли из Владимира, то ли из Суздаля.
На территории храма гудит техника, рабочие в спецовках месят раствор, бригадир машет рукой куда-то вверх – крановщику, возможно. Спрашиваю у рабочего, где найти настоятеля храма, он указывает: там. Иду «туда», там показывают в другую сторону. Наконец кто-то советует: «Вы встаньте у входа в храм, рано или поздно он появится в той точке».
|
Стою. Читаю объявления на стене. На одном из них детской рукой нарисован домик с голубой крышей и написано: «Детская комната переехала в тёплый вагончик, стоящий около храма». Другое сообщает: «В нашем приходе возобновились занятия с детским хором (дети от 6 лет)». А вот солидная афиша, гласящая:
«Картины из жизни старого Феодоровского прихода. Группа творческой молодёжи нашего храма подготовила рассказ о жизни прихода Феодоровского собора в последние годы перед его закрытием в 1932 году. При подготовке использованы исторические документы, воспоминания и материалы следственного дела Александро-Невского братства… Вступительная часть – прот. Александр Сорокин; далее – повествование о жизни старого прихода с элементами драматургии в исполнении творческой группы и посещением подвала Феодоровского собора».
Закрытие в 1932-м… О разрушении ничего не сказано. Значит, собор здесь всегда стоял? Почему же я раньше его не видел…
– Извините, – обращаюсь к проходящему мимо человеку в спецовке и с доской на плече, – где мне здесь найти отца Александра?
– А вам какого Александра? У нас их двое.
– Сорокина, настоятеля.
– Ну так это я.
Представляюсь, что из газеты. Настоятель смотрит на часы. Далее разговор продолжается в рабочем вагончике.
Расписание богослужений
Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).
Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.
Будни:
Время | Служба |
5:30 | молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница |
6:15 | ранняя Литургия |
9:30 | поздняя Литургия |
16:45 | вечерняя служба |
Пятница:
17:00 | молебны с акафистом богородицы | только не во время всенощного бдения |
Воскресение:
Время | Служба |
5:30 | ранняя литургия |
6:20 | средняя литургия |
17:20 | молебны с акафистом преподобному сергию |
17:20 | всенощное бдение |
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.
Оформление статьи: Владимир Великий
Как добраться до Красноуфимска?
Город Красноуфимск расположен на юго-западе Свердловской области. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь, в районе Ачита повернуть по указателю на Красноуфимск. Расстояние от Екатеринбурга – 200 км.
Можно доехать и на общественном транспорте: на автобусе или поездке. Через Красноуфимск проходит железная дорога Екатеринбург – Казань.
Источники:
Википедия Путешествие в Красноуфимск. – Екатеринбург, 2011. Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. – Екатеринбург, 2008.Энциклопедия «Свердловская область»
UPD. Благодарю за дополнения Ираиду Маскаль!
Павел Распопов
UraloVed.ru