«ухожу я в мир природы…»: патриарх русской литературы сергей аксаков

Так случилось, что в последний год удивительным для себя образом погружаюсь в жизнь рода Аксаковых Наибольшую известность для нас имеет Сергей Тимофеевич

На линии невидимого фронта…

В годы, когда разгорались революция, гражданская война и Советская власть уже диктовала свои законы, Ольга Григорьевна проживала в фактически конфискованном имении. Она не раз защищала крестьян и не переставала заниматься их просвещением. Да и они крайне уважительно относились к ней. После отмены в школах Закона Божия, под влиянием агитации многие крестьяне перестали пускать детей учиться. Собрав родителей, Ольга Григорьевна убедила их в неразумности такого отношения, и дети снова стали посещать уроки.

Весной 1919 года имение оказалось на нейтральной полосе между колчаковцами и чапаевцами. Ворвавшиеся в село белогвардейцы искали повода для стычек с теми, кто поддерживает Советскую власть. Однако доносчиков не нашлось. Тогда колчаковцы обвинили крестьян в том, что они «обижают барыню». Узнав об этом, Ольга Григорьевна публично опровергла это обвинение, избавив крестьян от беды.

Она всегда принимала сторону Советов, говоря, что от интервентов-чужеземцев «нельзя ждать ничего хорошего для русского народа». В беседах с молодежью говорила о том, что наш народ преодолеет разруху в стране и добьется небывалых успехов.

Крестьяне с уважением относились к внучке писателя и старались, чем могли, услужить и помочь ей в эти тяжкие годы

Однако академик Тихомиров имел свою версию: усадьба была невелика и не представляла интереса для «разгрома», а Советская власть считала усадьбу и наследие писателя своей собственностью, потому члены местного управления оказывали ей всяческое внимание

В 1921 году Ольгу Григорьевну назначили научным сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. По ходатайству Общества ей была назначена единовременная выплата и пенсия. Забота о ценностях и усадьбе оказались «показухой»: местная власть, несмотря на протесты Ольги Григорьевны, начала расхищать собрание под предлогом сохранности. Комиссия и представители Могутинского волостного исполкома произвели весной обыск и изъяли альбомы, рисунки, печатный экземпляр «Записок охотника» с автографом Ивана Тургенева, некоторые предметы мебели и лампу. Явившийся милиционер Семягин, вторично производивший обыск, грубо толкнул пожилую женщину локтем в грудь…

Спустя месяц престарелая и одинокая, поддерживаемая в тяжелое время голода только своими сельчанами Ольга Григорьевна покинула бренную землю. Это случилось 7 апреля. Ей было 72 года…

Отношения супругов и детей

Они поженились в 1816 году. Оба были влюблены друг в друга, по характеру были очень схожи – добрые, отзывчивые, души не чаявшие в своих детях, которых у них родилось десятеро. Однако четверо умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб совсем в юношеском возрасте. Интересный факт – когда Аксаков писал письма своим сыновьям, он подписывался «твой друг и отец». 

В доме Аксаковых много читали – читали вслух – ставили домашние спектакли, устраивали костюмированные праздники. Атмосфера была творческая, и не только дети крепкой семейной четы получали от этого удовольствие. Дом Аксаковых в имении Абрамцево вскорости становится фактически одним из главных центров московской литературной жизни. Тут по субботам собирались известные писатели, учёные, театральные деятели. Всех принимали хлебосольно, в подготовке и организации аксаковских вечеров принимали участие и подросшие дети. 

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.

Смерть Аксакова

С 1840-х годов здоровье Сергея Аксакова постепенно стало ухудшаться. С самого детства у него время от времени случались приступы эпилепсии. К этому добавилось ухудшение зрения, так что к старости он практически совсем ослеп и последние свои произведения уже не мог писать сам, надиктовывая их дочери Вере. Весной 1859 года Сергей Тимофеевич тяжело заболел и 12 мая его не стало. Семья похоронила писателя на кладбище у Симонова монастыря. В советское время прах литератора был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. 

Изначальная могила Аксакова в Симоновом монастыре. Кон.XIX в.

Ново-Аксаково

Аксаково для нас интересно тем, что дает возможность познакомиться с верхушкой семисотлетней истории рода Аксаковых. После кончины деда Степана Михайловича усадьба перешла во владение его жене и их сыну – Тимофею Степановичу, отцу будущего писателя. Таким образом, детские и юношеские годы прошли здесь, в Аксаково или как именовали его тогда – Ново-Аксаково.

Заслуги писателя и его талантливых детей перед Россией не уберегли усадьбу от разорения. В советское время, в 1936 году по воспоминаниям очевидцев, была разрушена церковь. Семейное кладбище разорено еще раньше, надгробия сняты с мест и увезены на окраину села. В 1959 году на освободившемся месте был построен клуб. Дом Аксаковых разобрали для строительства телятников в 1960-е годы.

Сохранившиеся фрагменты церкви

Пять каменных старинных построек сохранились. Примечательно, что среди тех, кто последовательно отстаивал идею создание в Аксаково музея и приложил к этому немало сил был известный советский писатель Владимир Солоухин.

1991 год – год 200-летия писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Аксакова. С этого момента и началось восстановление утраченного и размещение на новых площадях уцелевшего. Так появились музей-заповедник в Аксаково, историко-культурный центр семьи Аксаковых «Надеждино» в Белебеевском районе Башкортостана. Новый импульс развития получил и мемориальный музей Аксакова в Уфе. А вот судьба литературного наследия писателя ярче и счастливее…

Директор музея-заповедника Надежда Николаевна Кудашева. С её помощью вникал в историю старого дворянского рода Аксаковых

Сергей Аксаков — детство

Родился будущий писатель в сентябре 1791 года. Раннее детство Сергей Тимофеевич провел в Уфе, а также в родовом имении семьи Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Живописная природа этих мест оказала сильное влияние на формирование личности писателя. Он много времени проводил на улице, в том числе, общался с дворней и обожал сказки ключницы Пелагеи. Именно от нее он услышал сюжет истории о дочери купца и чудовище, который через много лет поведает читателям как сказку «Аленький цветочек». Отец Тимофей Степанович, сам заядлый охотник, передал и сыну эту страсть – с юного возраста и на всю жизнь Сергей полюбил ходить на охоту, наблюдать за природой, повадками птиц и зверей и никогда не палил из ружья по чем зря. 

Учеба

Уже в 4 года Сережа выучился читать, и в целом он развивался стремительно, радуя родителей смышлёностью и блестящими способностями. Мальчик разучивал наизусть стихи, с охотой их декламировал, а также любил разыгрывать небольшие пьески на сюжет сказок «Тысячи и одной ночи». 

В 1799 году, когда Сереже было 8 лет, его определили в Казанскую гимназию. Но события показали, что семья поторопилась. Прежде всего, Мария Николаевна оказалась не готова к разлуке с любимым Сереженькой: она буквально не находила себе места и не могла ничего делать, отправив сына в казенный дом. Да и сам мальчик, резко вырванный из семейного очага, не сумел сразу влиться в новое общество. На фоне психологических переживаний у него случилось несколько приступов эпилепсии, и родители приняли решение забрать сына домой. Так Сергей еще два года находился на домашнем обучении. 

Экспозиция

Она разделена на 4 зала, каждый имеет свою тематику и героев повествования. Усадебный дом предстает перед посетителями как родовое гнездо Аксаковых. Для создания экспозиции использовались автобиографические записки Сергея Аксакова, его произведения, сочинения его сыновей, литература об интерьерах того времени, все это нашло отражение в залах. В первом можно узнать об истории села и рода Аксаковых и посмотреть на усадьбу глазами юного Сергея, который останавливался в флигеле строящейся усадьбы.

Здесь он знакомился с бытом крестьян, удивительной природой местности, начинал осознавать различия в сословиях, на примере жизни деспотичного Куроедова и его родного деда Степана Михайловича, бывшего натурой созидательной и нравственной. В зале как раз можно увидеть противопоставление пышного образа жизни крупного дворянства скромному укладу мелкого дворянства.

Второй зал посвящен периоду жизни здесь Сергея Аксакова со своей семьей. В нем совсем другая обстановка — скромная и простая, располагающая к беседам, чтению, рукоделию. В этой теплой душевной обстановке росли дети, вспоминавшие с благодарностью о той счастливой поре.

Третий зал посвящен воспоминаниям об усадьбе, в это время уже никто из Аксаковых не жил в ней, но дети часто возвращались к ее образу в своих сочинениях. Это время расцвета творчества Сергея Аксакова, литературный успех пришел к нему вдали от этого места. Но усадьба оставалась имением, которое приносило доход семье.

В четвертом зале можно узнать о последних владельцах имения — сыне Григории, которому оно досталось в качестве наследства. Затем оно перешло к его дочери Ольге, которая была хранительницей семейных архивов, она же ненадолго возвратилась в усадьбу и пыталась сохранить ее.

Официальная группа музея семьи Аксаковых в ВКонтакте

Литература Аксакова

Итак, с 1838 года Аксаковы перебрались на постоянное место жительство в свое подмосковное имение Абрамцево, где Сергей Тимофеевич и написал самые известные свои произведения. 

Усадьба Абрамцево

Для читателей-современников Сергей Аксаков открылся как выдающийся писатель с неповторимом стилем и слогом в 1834 году, когда в печать вышел его очерк «Буран». 

«Семейные хроники» 

В 40-х годах он работал над своей знаменитой трилогией «Семейные хроники», которые в большей части стали автобиографическим произведением. Трилогия был встречена читателями и коллегами по перу очень тепло и даже трепетно. Аксаков раскрылся как непревзойденный бытописатель и даже, возможно, как основоположник российской жанровой прозы. 

Книги о рыбалке и охоте 

А в 1845 году писатель загорелся идеей написать книгу о рыбалке, которая бы состояла из рассказов бывалого рыболова. Так появились «Записки об уженье», которые в последующих изданиях автор переименовал в «Записки о уженье рыбы», добавив новые рассказы. Книга была встречена с единодушным восторгом! В связи с чем писатель в 1849 году вдохновился написать аналогичный труд, но теперь уже о другом своем любимом увлечении – охоте. И в 1852 году в свет вышла книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

Это произведение стало еще более популярным, чем его предшественник. Восхищенные отзывы писали даже мэтры русской литературы. Так Николай Гоголь отмечал, что хотел бы видеть главных героев второго тома «Мертвых душ» такими живыми, как птицы Аксакова. Иван Тургенев подтверждал, что «Такой книги русская литература еще не знала – это что-то новое и совершенно необыкновенное!». А Николай Чернышевский писал: «Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника»». 

В своих книгах об охоте и рыбалке Сергей Тимофеевич, с одной стороны, давал подробные и точные описания повадок самых разных птиц, животных и рыб, с другой же, делал он это так художественно и лирично, что обе книги сразу же превзошли на целую голову все выпускающиеся в то время руководства. К тому же в произведениях Аксакова было много поэтичных описаний природы и личных отступлений, описывающих характеры главных героев. Читались книги на одном дыхании. 

«Детские годы Багрова-внука» 

С 1854 по 1856 годы Сергей Аксаков работал над своей новой книгой. Вот как он писал о ней в своем дневнике: «Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». 

Судя по всему, задумка автора ему удалась. Книга заслужила репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек», которая впоследствии начала жить вполне самостоятельной жизнью и стала настоящей визитной карточкой писателя. Более того, театральный спектакль по этой сказке вошел в Книгу рекордов России как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз! Изначально Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек» своей внучке Оленьке. 

Аленький цветочек Иллюстрация выполнена для альманаха «Волшебный фонарь». Автор Николай Алексеевич Богатов

Личная жизнь

Сергей Тимофеевич Аксаков относился к тому типу мужчин, которых называют однолюбами, и всю свою жизнь посвятил лишь одной женщине – своей несравненной жене Ольге Степановне. О ней стоит отдельно сказать несколько слов. 

Ольга Заплатина 

Жена Аксакова, Ольга Заплатина, была родом из генеральской семьи. Причём, её отец, Семён Григорьевич Заплатин, служил под началом Суворова, являлся, так сказать, «суворовским» генералом. А мать Ольги – турчанка, которую бравый военный приметил во время очаковского похода. Игель-Сюм – так её звали – сопровождала мужа в походах, и во время одного из них, в Польшу в 1993 году, и родила Ольгу. Вскоре она умерла, Заплатин с дочерью поселился в Москве. Души не чая в дочери, генерал много занимался с ней сам, читал не только художественную литературу, но и выписывал на дом газеты. Ольга, таким образом, выросла всесторонне образованной личностью. 

Хранительница наследия

«…среди потомков писателя ей принадлежит особая роль, прежде всего потому, что она, собрав богатейший архив талантливых представителей рода Аксаковых, сохранила его, частично опубликовав, и остальное передала на хранение».

В молодости Ольга Григорьевна переживает драму всей ее жизни. К ней, восемнадцатилетней красавице, посватался статный шляхтич (его имя не сохранилось в истории). Отправившись в Польшу за родительским благословением, жених так и не вернулся, если верить слухам, он был отравлен. Безутешная Ольга осталась верна своему возлюбленному. Замуж она так и не вышла, но посвятила жизнь служению родным и окружающим ее людям.

Именно она бережно собирала, хранила, описывала и систематизировала семейные архивы, письма, рукописи. Кроме документов деда, она бережно сохраняла архивы Державиных и Тютчевых (последний достался ей от дяди Ивана Сергеевича Аксакова, женатого на дочери поэта, Анне Тютчевой).

До 1867 года Ольга Григорьевна проживает с отцом, занимающим пост губернатора, в Уфе. С 1867-го живут в Самарской губернии. В 1872-м году Григорий Сергеевич выходит в отставку и уезжает вместе с супругой в село Страхово под Самарой.

Во владение селом Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда, переданного ей отцом, Ольга Григорьевна вступает в 80-е годы, проживая под Самарой. В это время благодаря рекомендации известного писателя Владимира Даля тысячи больных ехали в восточные районы, в том числе в Башкирию, чтобы испытать на себе чудодейственное средство от легочных заболеваний, в числе коих был туберкулез.

В 1889 году вместе с самарским врачом В.Ф. Благовидовым она начинает строительство кумысолечебницы недалеко от села (ныне – санаторий им. С.Т. Аксакова), второй лечебной колонии в России, не уступающей по эффективности кумысолечебнице Н.В. Постникова. Два года стучали плотницкие топоры в девственном густом бору, где проходила постройка домов лечебницы. Двадцать два жилых дома, восемь квартир и шесть комнат при курзале и еще шесть комнат в корпусах вмещали до 150 человек!

Так как на кумысолечение съезжались со всех уголков России, особое внимание уделялось качеству «лекарства», то есть собственно кумыса: напиток разливали трижды в день, и на каждой бутылочке крепилась этикетка с указанием времени приготовления и степени крепости. Нужно ли упоминать, что сам воздух, солнце, аромат лесной хвои и климат являлись целебной добавкой! Продукты в лечебницу поставлялись из Надеждина, которое слыло образцовым хозяйством

Наряду со строительством, Ольга Григорьевна не переставала заниматься семейными архивами. Она сохранила и выпустила в свет дневник дочери писателя Веры Аксаковой, представляющий интерес для историков и литераторов. В 1889 году она подготовила к публикации третий том писем Ивана Сергеевича Аксакова к родственникам.

Потеряв отца, Ольга Григорьевна в качестве наследницы вновь возвращается в самарское имение матери Языково, соседствующее с родительским Страховым, где и прошла ее жизнь.

Цитаты

Павел Анатольевич Коровин, председатель Аксаковского комитета Самарской области (АКСО):

– Музей Ольги Григорьевны Аксаковой в селе Языково был создан по моей подсказке учительницей русского языка и литературы Натальей Анатольевной Зепновой, которую поддержал председатель языковского колхоза Анатолий Иванович Беляков. Музей был очень скромный и находился в маленькой комнате, пока на помощь не пришла администрация Борского района. Музей разросся до трех комнат, тогда-то и появился там кабинетный рояль. Большую роль в сохранении памяти Ольги Григорьевны сыграл глава района Эдуард Викторович Ардабьев. Создатели музея – замглавы по соцвопросам (сейчас директор школы в селе Петровка) Ирина Александровна Панарина, начальник отдела культуры Алексей Васильевич Репин, директор Борского краеведческого музея Любовь Васильевна Требунских. Все трое неоднократно в качестве почетных гостей участвовали в Международных Аксаковских праздниках в Башкортостане. Ирина Панарина, Алексей Репин и Любовь Требунских стали главными инициаторами и организаторами Аксаковского движения на территории Борского района. Именно им принадлежит идея и организация ежегодных «Аксаковских дней на земле Борской», присвоение имени С.Т.Аксакова детской межпоселенческой библиотеке в Борском. Директор библиотеки Ирина Анатольевна Храпунова тоже активно включилась в работу, и в мае месяце этого года был заложен Аксаковский сквер при библиотеке.

Галина Владимировна Гайнуллина, заведующая музеем семьи Аксаковых в селе Надеждино:

– Один из залов музея – Зеленая гостиная – посвящен Ольге Григорьевне Аксаковой. Благодаря ей до нас дошла история рода Аксаковых, сохранилось село Надеждино – бывшее имение, а санаторий-кумысолечебница сделал Белебеевский район известным всей России. Старожилы вспоминали рассказы бабушек о том, как помещица приезжала на праздничные богослужения в церковь. Прослыша об этом, возле храма собирались толпы бедных людей. «Добрая барыня» щедро одаривала милостыней всех нуждающихся.

Вот уже более десяти лет в Зеленой гостиной горожане и сельчане собираются на музыкальные и литературные вечера, как это было заведено при жизни Ольги Григорьевны. Звучат произведения русских и зарубежных классиков для скрипки и фортепиано, романсы, читаются стихи маститых российских поэтов и тех, кто только пробует перо. Такие творческие встречи стали доброй традицией, завещанной Аксаковыми.

Аксаково в наши дни

Моё желание окунуться в атмосферу жизни трех поколений Аксаковых в Ново-Аксакове осуществилась в полной мере. Осмотрев экспозицию музея, я обошел приусадебный парк дважды: днем и с ранними сумерками, когда дурман черёмухи кружил голову, а голоса птиц заглушал лягушечий хор из «озера любви».

Прибранные, но лишенные нарочитого лоска, поляны, аллеи органично сочетались с окружающей естественной средой. Хотел бы на фотографиях передать последовательное переплетение патриархальности и живости уголков парка: величавость ветлы и ивы, плотную занавесь из акаций, увядающую красоту «пруда любви», простое и в тоже время грациозное убранство поляны с Аленьким цветочком…

Липовая аллея, знавшая своего первого хозяина, и беседка в густой хвое елей настраивают на тот лад, когда желание слиться с природой становится непреодолимым. Это та тихая радость, момент умиротворения, когда хочется, чтобы это сладостное состояние тянулось долго-долго. Понимаешь, что этого не может быть. Но оно было!

https://vk.com/video_ext.php

В качестве комментария к фотографиям я взял абзац из публикации, подготовленной сотрудниками музея.

Родители Аксакова

Родители Сергея Тимофеевича Аксакова были людьми необычными, нетипичными для своего времени. Хотя и отец, и мать будущего писателя происходили из древних, знатных дворянских семей, но оба в свое время испытали немало горестей, унижений и боли. Однако не ожесточились от этого, а, наоборот, стали более ранимыми и сочувствующими и в жизни стремились к тому, чтобы уменьшить зло и горечь и приумножить добро и любовь. 

Отец 

Отец знаменитого писателя – Тимофей Степанович Аксаков – происходил из небогатого, но древнего рода. А своего деда, Степана Михайловича Аксакова знаменитый внук впоследствии опишет в одной из книг, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходца, который одним из первых организовал поселение крепостных в башкирских степях». В положенное время Тимофей Степанович поступил на военную службу, хорошо по ней продвигался и даже некоторое время служил ординарцем самого фельдмаршала Суворова, когда тот находился в Оренбургском крае. Когда же Александр Суворов вернулся в столицу, ему на смену был назначен надменный и жестокий немецкий генерал, с которым связана тяжелая страница в жизни Тимофея Аксакова. 

Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.

Однажды, когда генерал и все офицеры находились в церкви на службе, до прихожан донеслась громкая и удалая русская песня – это шли по улице три бравых молодых унтер-офицера, один из которых красивым зычным голосом распевал походную песню. Генерала этот инцидент по какой-то причине вывел из себя, он приказал схватить всех троих и назначил наказание в 300 палок каждому…за русскую песню… Говорят, что на спине Тимофея Степановича не осталось живого место, ткань от мундира просто смешалась с кожей и отодрать ее не представлялось возможным. Унтер-офицер пролежал в госпитале более двух месяцев, дожидаясь, когда раны заживут… Как только он смог выйти из лазарета, тут же подал в отставку и навсегда покинул армию. В последующие годы он служил прокурором земского суда в Уфе. 

Но, как уже говорилось выше, Тимофея Степановича этот случай не обозлил, а, напротив, сделал более мудрым и человечным. Он всегда был добр, отзывчив и справедлив не только с семьей и людьми своего круга, но и с крепостными. И в таком же духе воспитывал своих детей. 

Мать 

Матушка русского писателя Мария Николаевна, в девичестве Зубова, была дочерью товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Девушка выросла среди высшего чиновничества и получила прекрасное для того времени образование. 

Однако мать ее умерла рано, и вскоре отец решил жениться во второй раз. Отношения между мачехой и падчерицей не сложились, и Марии пришлось вынести много жестокости и несправедливости в свой адрес. При очередных родах мачеха умерла, после чего весь быт перелег на плечи юной Марии. Совсем молодой девушке пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца. «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии», – так позднее описывал сын Сергей юность матери. 

Тем не менее Мария Николаевна не ожесточилась сердцем, оставшись доброй и ласковой женщиной. Она придерживалась руссоизма – системы взглядов французского мыслителя Жан-Жака Руссо – и согласно этим взглядам подходила к воспитанию детей

Сережа был первенцем, и материнское внимание и забота достались ему с лихвой. Он рос в атмосфере любви, с ним никогда не обращались грубо или жестоко

Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве. Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ. 

Наследство потомкам – память

Место захоронения внучки писателя Аксакова установлено относительно недавно. Ее прах покоится в общей могиле, где хоронили умерших от голода крестьян. Усадьба была снесена, а библиотека и все имущество расхищено – кроме того, что успел вывезти академик Тихомиров

Архивы уцелели благодаря Хионии Семеновне Лихачевой, верной служанке, которая до конца дней барыни была рядом с ней, а после ее смерти привлекла внимание органов губернии к ценностям усадьбы. До 1929 года документы, бумаги и рисунки хранились в Самаре, затем были направлены в Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук и музей-усадьбу «Абрамцево», где и хранятся до сих пор

…На месте барского дома, где зимой собирались у камина с книгами, а весной звенел рояль у открытой террасы, сейчас пустырь. Густые кусты сирени плотными рядами окружают его. Сейчас здесь высится лишь поклонный крест, напоминающий о некогда безбедной, кипучей духовной жизни, посвященной любви и наполнявшей всю Россию силой заветных слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: