Химический состав стальных рельсов произведенных на Нижнесалдинском заводе во второй половине XIX в.
В металлургической плавке по правилам конца XIX — начала XX в. содержание углерода в рельсовом металле должно быть не менее 0,4 %, а фосфора не более 0,1 %. Химический анализ мартеновского металла образцов Нижнесалдинских рельсов выпуска 1878 и 1883 годов свидетельствует, что они удовлетворяют этим условиям
В образцах содержится незначительное количество примесей и, что особенно важно, фосфора и серы. Содерание меди от 0,18 до 0,27 %, типично для металла, выплавленного с использованием природнолегированных медью уральских руд
В некоторых образцах содержится несколько повышенное количество хрома более 0,1 % и марганца до 1 % и кремния до 0,5 %, что может быть связано с добавкой металлолома и ферромарганца при перегреве чугуна перед его продувкой. Известно, что при перегреве чугуна в отражательной печи добавляли до 25 % железных обрезков в зависимости от качества чугуна.
Салдинские стальные железнодорожные рельсы, производимые 100 лет назад, в самом начале ХХ века, очень близки по своему химическому составу современным рельсам.
Рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога Москва-Санкт-Петербург-Варшава построена из нижнесалдинских рельсов. В 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге применялись также нижнесалдинские рельсы.
Массовое производство стальных рельсов из бессемеровского металла на Нижнесалдинском заводе продолжалось до начала XX в.
В заключение отметим, что демидовские рельсы после их двадцатилетней работы продавались на лом для последующей переделки в листовое железо и были на 20 % дороже, чем новые английские рельсы, а транссибирские рельсы позже были сняты с магистральных участков как старогодные и уложены на рокадных и узкоколейных линиях. Известно, что в середине XX века их укладывали при строительстве железной дороги от Салехарда до Уренгоя.
Опыт уральских металлургов Константина Павловича Поленова и Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло, много лет проработавших на заводе в Нижней Салде, до сих пор служит надежной основой для создания современной качественной стали.
Использовались материалы:- «Вестник Уральского отделения РАН» 2009 год № 4 (30)- Газета «ГУДОК» 06 июля 2012 года Николай Морохин, Леонид Акопов
О населении города Нижняя Салда.
Жители Нижней Салды, или, как они сами себя называют — салдамане — это особый тип жителей, менталитет которых складывался на протяжении всей предыдущей истории. На протяжении всего своего существования Нижняя Салда не претерпела значительных перемещений людей, за исключением, разве что, непосредственно самого заселения заводского поселка. Гражданская война, по сравнению с другими регионами России, не сильно отразилась на заводском поселке. На территории Салдинского района не было боевых действий, хотя события, происходившие здесь были зачастую очень драматичны.
Эвакуированные в Нижнюю Салду во время Великой Отечественной войны уехали после ее окончания из Салды.
Начавшееся в 1957 году строительство «военного городка» для работников авиационного завода «Б-175», переименованного в последствии в НИИМАШ началось обособленно, на окраине города, поэтому, а так же в силу определенной секретности, которую приходилось в той или иной степени соблюдать служащим НИИМАШ, вновь прибывшие жили своей «колонией». Только спустя 20 — 30 лет родившееся и выросшее здесь поколение “ниимашевцев” признало Нижнюю Салду своим родным городом.
О численности населения Нижней Салды в разные годы можно почитать Здесь:
Бесспорно, что-то особенное, отличительное у нижнесалдинцев есть.
До сих пор здесь многие знают друг друга больше по прозвищам, (некоторые из них передаются по наследству от отца к сыну), чем по именам и фамилиям. До сих пор еще можно услышать окающий и щокающий говор салдинских старожилов. Радушный и хлебо-сольный прием гостей, чистота и порядок в доме — отличительные особенности салдинских хозяек. Салдинские женщины и прекрасные стряпухи.
Современная Нижняя Салда живет полной жизнью, трудится, учится, сторится, уверенно устремляясь в будущее и внося значительный вклад в социально-экономическое развитие Горнозаводского округа.
Пройдясь по страницм этого сайта можно проследить всю историю города Нижняя Салда от первых поселений до современности. Нижнесалдинский завод и заводской поселок по этапам своего развития: в первые 100 лет своего существования, во второй половине XIX века и на рубеже XIX-XX веков, Нижнесалдинский район в годы первых пятилеток и во второй половине XX века. Жизнь жителей Нижней Салды в революционных событиях, Гражданской войне и в годы Великой Отечественной Войны.
На страницах сайта показаны исторические особенности заселения и хозяйственного освоения Салдинского района, а так-же быт, торговля, образование, культура, здравоохранение и общественно — политическая жизнь Нижней Салды на всех этапах ее существования.
Этот сайт создается как исторический ресурс и является неофициальным сайтом Нижней Салды.
Сайт Салды предназначен служить источником информации о событиях происходивших в городе Нижняя Салда, его окрестностях и жителях, внесших свой вклад в жизнь города или всей страны.
Для удобства поиска интересующего Вас материала имеется карта сайта, а так же можно воспользоваться Формой поиска по сайту, расположенной вверху страницы.
Характеры и костюмы
Замечания для господ актеровГородничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его серый или синий поношенный сюртук.Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.Почтмейстер, простодушный до наивности человек.Прочие роли не требуют особых изъяснений
Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами.Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг
Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.
Популярные анекдоты
- Едут в купе три девушки. Одна говорит: — Я люблю трахаться со спортсменами. Быстро прибежал, быстро трахнул,быстро убежал. Вторая: — А я — с военными. На счет раз пришел, на счет два трахнул, на счеттри ушел. Третья: — А я люблю трахаться с индейцами. Дети природы. Трахаются как звери. Тут поезд тормознул. Падает грузин с полки: — Разрешите представиться — мастер спорта, майор Чингачгук!
- Пришел студент в столовую, а все столики заняты. Подсаживается к профессору, а тот говорит: — Гусь свинье не товарищ. Студент: — Ну ладно, я полетел. Профессор обиделся и решил на экзамене студента «завалить». День экзамена. Профессор дает студенту самый трудный билет, а тот отвечает на отлично и профессор задает ему дополнительный вопрос: — Идешь ты по дороге и видишь два мешка, один с золотом, второй с умом. Какой выберешь? Студент: — С золотом. Профессор: — А я бы с умом взял. Студент: — Это кому чего не хватает. Профессор рассердился и пишет в зачетке «КОЗЕЛ», студент не посмотрел и ушел. Через некоторое время возвращается и говорит: — Профессор, вы тут расписались, а оценку не поставили.
История Верхней Салды
Первый чугун на Верхнесалдинском заводе был отлит 6 декабря 1778 года. Этот день считается официальной датой рождения Верхней Салды. Верхнесалдинский комбинат располагался в Верхотурском районе Пермской области, в Нижнетагильском горно-металлургическом районе. Он берет начало на реке Салда, правом притоке Тагила.
Название реки, по мнению лингвиста А.К. Матвеева, происходит от мансийского слова «соль», «соль» – «лык», «мокрая». По этим местам проходит северо-восточная граница распространения лип.
Краевед Н.К. Чупин в «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии» (1873 г.) так описал этот подвиг:
До строительства железной дороги металл отправляли в центральную часть страны по реке Чусовая по воде.
В 1836 году на Верхнесалдинском заводе был построен деревянный православный храм имени Иоанна Богослова. В 1896 году его заменили каменной церковью.
В 1895 году была открыта железная дорога Нижний Тагил – Верхняя Салда. После революции завод был национализирован. В 1930 году в Верхней Салде началось строительство еще одного предприятия – завода по производству металлоконструкций.
4 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР рабочий поселок Верхняя Салда преобразован в город. В 1942 году стал городом областного подчинения.
С началом Великой Отечественной войны заводы No. 95 и п. 519, занимавшихся производством алюминиевых изделий для боевых самолетов, были эвакуированы в Верхнюю Салду.
В 1950-е годы в истории Верхней Салды начался новый этап, она стала стремительно развиваться. Здесь преобладало производство титана для военной техники. Опытное производство запущено на заводе № 519, затем на заводе № 5 открылась опытная лаборатория по производству изделий из титана. 95. Первый опытный титановый слиток из сплава ВТ1-1 имел массу 4 кг и диаметр 100 мм. Титан для прокатки поставлял Подольский химико-металлургический завод. В 1957 году заводов нет. 95 и 519 были объединены. 24 января 1976 года на заводе впервые в мире отлили слиток диаметром 1200 мм и массой 15 тонн.
В 1990-х компания начала сотрудничать с иностранными компаниями. Впоследствии завод начал поставки титановых деталей для Boeing, компании, глубоко интегрированной в мировую аэрокосмическую промышленность.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА сегодня является крупнейшей компанией в мире по производству продукции из титана и его сплавов. Это единственная компания, которая осуществляет полный цикл производства титана, от обработки сырья до производства конечной продукции. Корпорация имеет две производственные площадки – ВСМПО в Верхней Салде и АВИСМА в городе Березники Пермского края, которые объединены единой технологической цепочкой.
Верхнесалдинский титан можно увидеть в Москве. Один из самых впечатляющих памятников российской столицы – памятник покорителям космоса на проспекте Мира – выполнен из полированного титана. Он был открыт 4 ноября 1964 года. На нем изображена взлетающая ракета, за которой следует серебряный поезд. Высота памятника достигает 100 метров, вес – 250 тонн. Поверхность покрыта титановыми панелями толщиной 1,5 мм, общий вес которых составляет 25 тонн.
В 2010-х годах в Верхней Салде появилась особая экономическая зона промышленного производственного типа «Титановая долина», в создание которой были вложены большие средства. Территория Valle del Titanio находится слева от дороги перед въездом в город.
Намного меньше повезло предприятию, давшему жизнь городу. Верхнесалдинский металлургический завод был признан банкротом в 2015 году и прекратил свое существование. На сегодняшний день снесены практически все постройки на территории одного из старейших заводов Урала, теперь это просто огороженная пустыня.
интересно, что в 60-е годы прошлого века был разработан генеральный план объединения городов Верхняя и Нижняя Салда. Так исторически сложилось, что с самого начала они были связаны друг с другом. Зданиям города пришлось двигаться навстречу друг другу. Население Верхней Салды сегодня составляет 42 тысячи человек.
Обстоятельства, способствовавшие производству стальных железнодорожных рельс на Салдинском железоделательном заводе в Нижней Салде.
Первые заводские железные дороги на конной тяге существовали еще в начале 18 века. В середине 19 века бурными темпами пошло развитие нового вида транспорта. Началось строительство железных дорог по всей России. Потребовалось большое количество железных и стальных рельсов. Вначале они завозились из-за границы, что обходилось казне очень дорого. Это обстоятельство привело к развитию рельсопрокатного производства на Урале.
Производство рельсов на Урале вначале было осуществлено на демидовском Нижнесалдинском чугуноплавильном и железоделательном заводе. В 1851-1855 годах управителем завода Я.С. Колногоровым впервые на Урале освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. Позднее, в начале 1870-х годов, Константин Павлович Поленов на Нижнесалдинском заводе впервые применил термообработку головки рельсов. По сути, обработка, предложенная К. П. Поленовым, используется и в настоящее время. «При регламентированном быстром охлаждении рельсов (закалке) формирование структуры в головке рельсов происходит в результате перлитного превращения и полностью исключается протекание мартенситного или бейнитного превращений даже в головке рельса.» (столь мудреная для простого читателя формулировка взята из научной литературы — прим. Админа сайта).
В 1859 году в Нижней Салде было произведено 4 756 000 пудов рельсов, что составляло более 43% всей продукции Демидовских заводов.
В 1880-х годах на заводе организовано массовое производство стальных рельсов. Прокат железных (пудлинговых) рельсов прекращен.
В 1901 году на Салдинском заводе был пущен в действие новый прокатный цех, строительство которого началось в 1896 году. В новом цехе было установлено самое современное оборудование — прокатно-реверсивная машина мощностью в 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы прокатывались за 7 проходов, против 9 — 10 проходов на остальных уральских заводах.
Клейма на рельсах демидовских заводов.
Производство рельс, большой процент которых производилось на Нижнесалдинском заводе, приносило Демидовым хорошую прибыль. Цена на них к концу XIX века была запредельной. Но и производство самих рельс оставалось дорогим удовольствием, поэтому клеймение рельсов являлось своеобразным знаком качества и рекламой одновременно. При рекламировании своей продукции Павел Демидов ухитрился вставить в клеймо даже цену, например: «ДЕМИДОВА Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей». Чтобы вызвать благосклонность железнодорожного начальства при заказе на рельсы поступавшем с казённых железных дорог, то перед клеймом производителя ставилась аббревиатура отделения магистрали. В итоге для строительстве Транссиба большая часть рельс, в том числе и салдинские рельсы, были произведены на уральских демидовских заводах.
После пуска в 1875 году в Нижней Салде крупного бессемеровского цеха К.П. Поленов модернизировал технологию производства стали, что привело к созданию «русского способа бессемерования». Переход на бессемеровский металл при производстве рельсов на Нижнесалдинском заводе был осуществлен в 1880-е годы, о чем свидетельствуют клейма, имеющиеся на сохранившихся старых рельсах, использовавшихся до недавного времени в качестве пасынков для деревянных столбов линий электропередач в Нижней Салде. Много таких пасынков было на воздушной линий связи МПС вдоль железной дороги Нижний Тагил — Нижняя Салда, Нижняя Салда — Алапаевск. В 2000-х годах эта линия была полностью демонтирована (ушла в кабель), а исторические рельсы сданы в металлолом.
Примеры надписей на клеймах демидовских рельов: ДЕМИДОВА НТЗ VII 1882 БЕССЕМ и ДЕМИДОВА НТЗ VIII 1883 СТАЛ. Расшифровка надписи: Демидовские Нижнетагильские заводы, месяц и год выпуска, а согласно надписям «бессем» на рельсе 1882 года и «стал» на рельсе 1883 года, можно считать, что рельс 1883 года произведен из бессемеровской стали. (На фото железнодорожные рельсы 1902 и 1903 годов выпуска).