Архив метки: особняк с.тупикова

Степан тупиков биография википедия

Изменения в группе

В 2008 году в состав группы «Антиреспект», биография которой сегодня интересует все большее количество любителей музыки, вошли Роман Карих, позиционирующий себя в музыкальной среде под псевдонимом Кирпич, и музыкант Decart. Оба молодых человека на тот момент себя уже неплохо зарекомендовали в музыкальных кругах. Группа «Антиреспект», биография которой здесь представлена, на протяжении нескольких лет успешно выпускала сборники, которые стали весьма востребованными и объединили вокруг нее тысячи меломанов. В 2014 году членом коллектива стал еще один талантливый музыкант, известный под псевдонимом Stern. Вскоре после этого события группа распалась на два коллектива.

Братьями Степановыми было решено оставить прежнее название группы — «Антиреспект». Остальные участники этой группы отделились и стали выступать в составе коллектива AntiRespectFamily. Несмотря на то что творческие пути молодых людей разошлись, они продолжали общаться.

Храм Аполлона

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.

Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.

Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.

В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.

Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Инициалы Тупикова

Перед входом на козырьке были выбиты две буквы «СТ», вензель владельца дома. Впоследствии тут появилась еще одна буква «Д». «СТД» расшифровывается как Союз театральных деятелей.

Вот фото. Честно говоря, разглядеть букву «Д» мне не удалось.

После революции 1917 года, госпожа Тупикова была еще жива. Новая власть посчитала, что огромный дом для одинокой женщины будет слишком роскошно, и ей выделили небольшой угол, а остальное место приспособили под свои учреждения. Что дальше стало с Евгенией Григорьевной неизвестно, скорее всего она умерла в ближайшее время. В 1918 году в доме останавливался Колчак. Уходя, он и прихватил спрятанные сокровища помещицы. Место, где они спрятаны, указала горничная, которая слышала разговор Тупиковой и ее племянницы. Именно от рассказов племянницы растут ноги у историй про подземные ходы. Кстати, интерьеры дома восстановлены по ее воспоминаниям.

Екатеринбург. Улица 8 Марта, дом 6 (Усадьба Тупикова, флигель)

Усадьба купца С.Е. Тупикова (флигель, 1897 г.)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 6

Усадьба купца С.Е. Тупикова. Флигель (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

Флигель — двухэтажное кирпичное, оштукатуренное, с полуподвалом здание, расположен в средней части восточной границы комплекса между жилым домом и магазином. Соединён с ними кирпичными воротами и оградой. Главным фасадом обращён на улицу 8 Марта и вместе с остальными усадебными постройками образует единый фасадный фронт. Прямоугольный в плане объём, усложнённый с юго-восточного угла эркером и с западной стороны пристройкой хозяйственного входа, развит вглубь приусадебного участка.

Асимметричная композиция главного фасада выглядит живописно благодаря эркеру входной группы, решённому в духе древнерусского рундука, с арочными проёмами на три стороны в первом ярусе и тремя арочными проёмами во втором.

Проёмы обоих ярусов оформлены профилированными архивольтами, соединёнными между собой многопрофильными тягами. Углы с подоконными нишами украшены фигурными ширинками. Завершает эркер многопрофильный карниз с аттиковым фигурным фронтоном.

В простенках между архивольтами вписано четыре круглых окна с профильными кольцевыми наличниками. В декоративном оформлении главного фасада большую роль выполняют многопрофильный карниз и ритм оконных проёмов с лучковыми перемычками на втором этаже. Они имеют барочное фигурное обрамление, подобное жилому дому, и подоконные профильные ширинки.

Центральная ось фасада акцентирована аттиковым фигурным фронтончиком, аналогичным завершению эркера. Фронтончик связан с угловыми парапетными столбиками и аттиком эркера металлической узорной решёткой.

Первоначальная внутренняя планировка помещений этажей представляла проходные комнаты. К гостиной, находящейся в юго-восточном углу первого этажа, примыкает входное помещение и три комнаты.

В 1920 году этот принцип был нарушен разбивкой планировки на семь отдельных квартир. Во всех помещениях верхняя часть стен и потолки проработаны тягами.

История усадьбы Тупикова

Наконец-то, приступаю к своей самой любимой теме – старинным усадьбам. Конечно, у нас не Москва и не Питер, но достойных образцов архитектуры XIX века хватает. Вокруг многих старинных усадьб витают городские легенды о кладах, подземных ходах, убийствах, старообрядческих подземных храмах. А истории знатных уральских династий переплетаются между собой не хуже мексиканского сериала.

Наконец-то, приступаю к своей самой любимой теме – старинным усадьбам. Конечно, у нас не Москва и не Питер, но достойных образцов архитектуры XIX века хватает. Вокруг многих старинных усадьб витают городские легенды о кладах, подземных ходах, убийствах, старообрядческих подземных храмах… А истории знатных уральских династий переплетаются между собой не хуже мексиканского сериала.

Сегодня я решил рассказать об усадьбе Тупиковых, ныне известной как «Дом актера». История этого особняка начинается где-то в 1890 году. Изначально усадьбу начал строить тогдашний глава города Илья Симанов, но позже участок и проект дома выкупил преуспевающий золотопромышленник Степан Тупиков. Касательно проекта, разработанного архитектором Юлием Дютелем, есть небольшая неопределенность: то ли проект изначально разрабатывался для Петербурга, то ли точно такой же дом уже был построен в Питере, и Симанов хотел, чтоб у него был «Особняк как в столице».

Кстати изначально дом был одноэтажным. Второй этаж надстроили уже после революции, но нужно признать весьма умело.

Про дом существует вот такая легенда – якобы Дютель, в лепнине на потолке Большого зала зашифровал фамилию владельца. Однако специалисты, как ни старались, не смогли ничего обнаружить. Помогли случайные зрители – в лепных розетках они заметили изображение птицы с двумя рыбами, и оказалось, что эта птица-рыболов, которая называется «тУпик».

Усадьбу Тупиков выкупил не случайно, он изначально хотел дом на том же месте что и Симанов. Место то «козырное», самый центр города. Симанову удалось опередить Тупикова, но у него начались финансовые трудности, и участок вместе с проектом дома пришлось продать. Степан быстро подсуетился и выкупил землю. Впрочем, наслаждаться победой ему пришлось недолго. Вскоре он умер, оставив Евгению Тупикову вдовой с приличным состоянием. Что ни говори, а умирает уральская знать не реже чем в «Игре престолов».

Овдовевшая Евгения Григорьевна с головой ушла в свою исконную религию – старообрядчество. Под домом она организовала небольшую тайную молельню, обставлена она была весьма роскошно, денег новоиспеченная вдова не жалела. Существование молельни это факт. Однако, существует легенда, что также существовал еще подземный ход, идущий чуть ли не до вознесенской горки. И в нем сохранились сокровища и старинные иконы. Лично мне кажется, что это уже надуманные вещи.

Вторым увлечением вдовы было устраивание рождественских детских праздников, эту традицию переняли и нынешние хозяева дома. Ежегодно проводится «Елка в доме Тупиковой».

Альбомы

В 2011-м выпустила группа «Антиреспект» альбом «Расклады». Спустя два года появились альбомы «Купола» и «Ангелы». За ними последовал альбом «Поздно». В 2015 году группа в прежнем виде перестала существовать. Однако братья Степановы не бросили записывать песни. Вскоре они встретились с Михаилом Архиповым. Эта встреча вдохнула новую жизнь в группу «Антиреспект». Михаил Архипов и братья Степановы решили работать вместе. Сами музыканты заявили, что именно в тот период они перешли на новый профессиональный уровень.

В 2018 году музыканты выпустили альбом «Тишина», в который вошли такие популярные треки, как «Одинокие берега», «Там», «Разбитый телефон», «Купола», «Прости». Затем группа «Антиреспект» записала совместно с известным музыкантом Мафиком песню «Темные очки».

Участники группы обозначали свое творчество словами «песни для души, навевающие мысли о жизни». На их выступлениях люди не танцуют, а вслушиваются в текст, сидя на своих местах. Александр, автор песен, говорит, что строки появляются спонтанно. И как только это происходит, он берет диктофон и начинает писать.

В 2019 году группа «Антиреспект» должна была отправиться в гастрольный тур. Но этому не было суждено сбыться. В сентября Митяй Степанов умер от пневмонии. Новость о смерти Степанова потрясла поклонников группы. Люди благодарны Михаилу Степанову за то, что он вместе со своими близкими подарил им столько красивых и душевных песен.

Реставрация усадьбы Тупиковых

В 1988 году здание отдали под «Дом актера». В здании провели полную реставрацию, и мы решили туда прогуляться. Вроде бы место общественное, однако, совсем уж людей с улицы (типо меня) туда не пускают. Но с третьей попытки мне удается попасть туда и пофотографировать.

Я смог прогуляться по первому этажу. Так как второй построен позже, он особого интереса не представляет. Здание делится на несколько залов.

Изразцовые печи. Впрочем, достаточно скромные.

Лепнина конечно поражает…

А вот камин в другом зале является выдающим примером камнерезного искусства.

На этом экскурсия по дому Тупиковых закончена.

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, – в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру – центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) – автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба – ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

Люблинский сатрап

Снискав славу первейшего хлебосола в городе, большого оригинала и человека со вкусом к развлечениям, Дурасов однако не пользовался искренней любовью. Поэт и переводчик Михаил Дмитриев, один из современников богача, называл его сатрапом – то есть тираном, деспотом, самодуром. Не самая лестная характеристика.

«…с надменной уверенностью позволял себе иногда нестерпимые выходки, хвастовство и глупые шутки, которым и хохотал, – писал Дмитриев. – Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».

В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков. История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.

В мае 1818 года театр почтила посещением вдовствующая императрица Мария Федоровна. Хозяин пережил знаменательный визит лишь на месяц – Дурасов умер в июне в возрасте 47 лет.

Инфографика: mos.ru 

Разбогатевшие провинциалы

Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года.

В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:

«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».

Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Фото: mos.ru 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: