Каслинский чугунный павильон

Каслинский чугунный павильон |

Литература

Научно-популярные издания
  • Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В. В. Блажес, М. А. Литовская. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2014. — 640 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-88664-454-8.
  • Каслинский чугунный павильон / Гилёва  // Урал: металл и камень : Альманах. — Екатеринбург : Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2012. — 109 с.
  • Металлургические заводы Урала XVII—XX вв. :  : Энциклопедия / глав. ред. В. В. Алексеев. — Екатеринбург : Издательство Академкнига, 2001. — 536 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93472-057-0.
  • Уральская железная промышленность в 1899 г., по отчётам о поездке, совершённой с высочайшего соизволения: С. Вуколовым, К. Егоровым, П. Земятченским и Д. Менделеевым, по поручению г-на министра финансов, статс-секретаря С. Ю. Витте / под ред. Д. И. Менделеева. — СПб., типография В. Демакова: издание Министерства финансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900. — 866 с.
  • Уральская историческая энциклопедия : / глав. ред. В. В. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург : Издательство Академкнига; УрО РАН, 2000. — 640 с. — 2000 экз. — ISBN 5-93472-019-8.
  • Губкин Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение. — Екатеринбург: Издательство АРТЕФАКТ, 2013. — 239 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-905261-91-6.
  • Леденцова Е. К., Овчинникова Б. Б. Музеи Урала в истории России XX века — 3-е изд., дополненное — М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2019. — 140 с. — ISBN 978-5-7584-0237-5
  • Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Очерки истории культуры Урала : Монография. — Екатеринбург : Форум-книга, 2008. — 412с.
  • Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979. — 96 с. — 30 000 экз.
  • Пичугина и др. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. — М.: Белый город, 2003. — 65 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0457-2.
Статьи

Губкин О. П. Каслинский павильон: третье рождение // «Уральский следопыт» : журнал. — 1987. — № 1. — С. 29—32.

  • Порошина М. . Российская газета (10 августа 2020). Дата обращения: 21 июня 2021.
  • Чудинов Ю. Каслинский чугунный павильон. nashural.ru. Краеведческий Фонд «Наш Урал» (ООО «Реал Рашн Экспедишн») (23 января 2016

И павильон собрали, и стены сохранили

После выставки павильон вернулся в Касли, за ненадобностью несколько лет он пролежит на складе. И только в 1919 году на базе музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) создадут комиссию по учету культурных ценностей, которая займется свозом предметов со всей уральской территории в Свердловск. В 1925 году комиссия отправляется на Каслинский завод и забирает части павильона. Так экспонат (естественно, в разобранном виде) попадает в фонды бывшего музея УОЛЕ, а ныне Свердловского областного краеведческого музея.

В 1935 году было принято решение художественную часть коллекции УОЛЕ выделить в отдельный музей. Тогда была организована Свердловская картинная галерея, куда в том числе передали часть Каслинского павильона. Новая галерея только-только открылась, разных забот было много, поэтому о павильоне особо никто и не задумывался. Дальше – Великая Отечественная война, эвакуация огромной коллекции из Ленинграда, Москвы и не только.

И только в 50-е годы зашла речь о восстановлении Каслинского павильона. Для этого сотрудники галереи обратились к мастерам на завод в Каслях. Они приезжают в Свердловск, осматривают детали, составляют план реставрации. А дальше начинается долгий поиск средств. К 1957 году деньги удается найти, и 3 мая 1958-го в здании Свердловской картинной галереи (на Вайнера, 11) представляют собранный Каслинский павильон. До сих пор восстановление Каслинского павильона считается настоящим реставрационным подвигом. В ЕМИИ отмечают, что сейчас осуществление такого масштабного проекта – и с точки зрения трудозатрат, и с точки зрения финансов, кажется почти невозможным.

В таком виде павильон простоит в галерее на Вайнера до 1985 года. Однако потолки этого здания не позволяли восстановить верхние штандарты и корону павильона. В 1985 году Екатеринбургский музей ИЗО получил еще одно здание по адресу ул. Воеводина, 5, которое проектировалось сразу с учетом того, что во внутренний дворик переедет Каслинский павильон. Этот переезд тоже веха в истории экспоната. Были даже варианты – вынести павильон из прежнего здания целиком или по частям, разобрав стену. В итоге он вновь был разобран полностью и воссоздан уже на новом месте, со штандартами и короной. Именно таким Каслинский чугунный павильон можно увидеть сегодня в музее ИЗО.

Казалось бы, громкая история создания и возрождения этого экспоната уже обеспечила ему огромную популярность как у местных ценителей искусства, так и туристов. Но павильон еще и овеян множеством мифов, о которых мы тоже поговорим в следующем выпуске.

ВОПРОСЫ:

1. Какова была площадь Каслинского павильона на выставке в Париже?

2. Какую сумму затратил Каслинский завод на подготовку к выставке в Париже?

3. Какое количество изделий привез на выставку Каслинский завод?

4. В каких еще уральских музеях (помимо ЕМИИ) хранятся части оригинального Каслинского павильона?

5. Назовите имя человека, которому принадлежала идея возрождения Каслинского чугунного павильона.

Самых активных ждут призы

В рубрике «Арт и Факты» мы предлагаем читателям вопросы, ответы на которые нужно присылать на электронную почту [email protected], по адресу: Екатеринбург, ул. Малышева, 101 (ГБУ СО «РГ Областная газета», 620004, 3-й этаж, отдел «Культура» каб. 349).

Первых трех участников, давших правильные ответы, мы наградим билетами в Екатеринбургский музей изобразительных искусств и сувенирами от «Областной газеты».

Опубликовано в №217 от 25.11.2022 

Сюжет

«Арт и Факты»
«Областная газета» запустила просветительскую рубрику под названием «Арт и Факты», где рассказывает о самых любопытных и значимых экспонатах музеев Свердловской области.

Коллекция старинных русских костюмов Натальи Шабельской

Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг, с дочерьми за годы упорной и кропотливой работы собрала уникальную коллекцию старинных русских костюмов: городских, сельских, старообрядческих, купеческих. В ней были представлены всевозможные головные уборы, образцы тканей, кружева, вышивки, пряничные доски и игрушки. С середины 90-х годов началась фотофиксация коллекционных предметов одежды и их сопровождение выкройками.

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

В России коллекция размещалась в частном московском «Музее Старины», под который была отведена часть площади особняка Шабельских на углу Бронной и Садовой улиц. К восстановлению и классификации экспонатов, привезенных из различных губерний необъятной России, Шабельская применяла научный подход. Каждую выставочную единицу сопровождало описание с указанием губернии, а иногда уезда, в котором бытовала эта вещь.

Русские костюмы из собрания Натальи Шабельской

Красота российской старины пленила жителей и гостей французской столицы. Для усиления эффекта коллекцию решили улучшить. Так, среди исторически достоверных костюмов появились парчовые и шелковые сарафаны, удивительные головные уборы «под кокошники», созданные в мастерской Шабельской. Меховые воротники из лисы с застежкой сзади и головные уборы с понизью, закрывавшей брови, показанные в Париже, в реальном обиходе также не присутствовали. В рамках экспозиции были представлены эффектные фотографии женских костюмных комплексов.

___

Французская печать дружно отметила, что Всемирная Парижская выставка стала триумфом российской промышленности и культуры. Фантастический итог этого международного форума, состоявшегося на стыке двух веков: экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.

Чугунное лего

В прошлом выпуске «Арт и Фактов» мы рассказывали о карте Франции из уральских самоцветов, которой на Всемирной выставке в Париже присудили Гран-при. Каслинский чугунный павильон был представлен на этой же выставке в качестве витрины Кыштымского горного округа, и тоже завоевал Гран-при, но уже в категории «Горное дело и металлургия».

Предыстория создания легендарного павильона такова. Еще с 1860-х годов мастера из Каслей регулярно участвовали в различных всероссийских и международных выставках. Делалось это, говоря современным языком, в первую очередь для рекламы их изделий. Чем лучше реклама – тем больше у завода заказов. Но конкуренция на подобных выставках была крайне высока, поэтому мастера решили выделиться тем, что для своих изделий изготавливали искусные чугунные витрины.

Такую витрину, выполненную по проекту архитектора Александра Ширшова, представили на всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Изделию была дана очень высокая оценка и разрешение участвовать с этим павильоном уже во Всемирной выставке в Париже. Однако, как позже выяснилось, под всю экспозицию уральских горных заводов организаторы отвели 100 квадратных саженей, и витрину площадью в 20 квадратных саженей использовать было нелогично. Поэтому было решено создать более компактную витрину, которая и вошла в историю.

Необычный павильон изготавливали на Каслинском заводе по проекту петербургского архитектора Евгения Баумгартена. На это у мастеров ушло полтора года. Сначала рисунки элементов переносились на дерево и шлифовались, потом по деревянным моделям создавались формы, затем в формы заливался чугун. По данным ЕМИИ, над деталями павильона трудилось примерно 20 мастеров-формовщиков, еще порядка пяти человек отвечали за финальную чеканку и подгонку деталей.

По сути, Каслинский павильон – это конструктор, и в Париж он поехал в разобранном виде. А вместе с ним во Францию отправились мастера завода, которые должны были собрать его к выставке. Все получилось, павильону дали очень высокую оценку, и, как гласят многие источники, президент Франции Эмиль Лубе даже хотел купить павильон со всеми экспонатами внутри за два миллиона рублей. Однако этого не произошло, а почему, мы расскажем в ответном выпуске.

Панорама Транссибирской магистрали длиной 942 м

Большинство экспонатов российского сектора Всемирной Парижской выставки оставило у искушенной европейской публики неизгладимое впечатление. Одним из них была картина длиной 942 м, написанная акварелью Павлом Пясецким по заказу руководства строительством Сибирской железной дороги. Полотно создавалось из многочисленных видов Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Акварели наклеивались на тканевые ленты в определенной последовательности.

Панорама Павла Пясецкого

На выставке для просмотра движущейся панорамы был сооружен отдельный павильон. В нем находились три вагона — салон, спальный вагон и столовая. «Пассажиры» заходили в поезд, усаживались по местам и наблюдали панораму Транссиба через окна. Для имитации тряски вагонов во время движения использовались специальные устройства.

Панорама Павла Пясецкого

Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Быстрее всего — 300 м/минуту — двигалась ближняя лента, на которой были нарисованы песок и камни. Далее располагалась полоса с кустами, которая перемещалась со скоростью 120 м/минуту. Медленнее всего — 5 м/минуту — двигалось акварельное полотно длиной 105 м, на котором были изображены станции и разъезды, города, сменяемые набольшими поселками, леса и горы, эпизоды стройки Транссиба. Из вагона, предназначенного для выхода, посетители попадали в Китайский павильон.

Панорама Павла Пясецкого

Этот удивительный экспонат получил Большую Золотую медаль, а ее автор, поразивший посетителей выставки талантом и фантастической работоспособностью, — орден французского Почетного легиона.

Панораму Транссибирской магистрали, как и многие российские экспонаты легендарной Парижской выставки, после революции 1917 года ожидали долгие годы забвения. Но, к счастью, «Виды Транссибирской магистрали» были сохранены и отреставрированы. Сегодня 10 рулонов высотой примерно 50 см и длиной от 54 м до 133 м хранятся в фондах Эрмитажа, а также созданы их оцифрованные копии и выпущена книга с иллюстрациями «Сибирский путь Павла Пясецкого».

Каслинское чугунное кружево

Еще один уникальный экспонат, участвовавший в Парижской выставке, — ажурный павильон, изготовленный из литых чугунных деталей. Он послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Общая длина составляла примерно 10 м, а высота с ажурной решеткой — 5,8 м, занимаемая площадь — чуть больше 91 м. Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого. На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.

Скульптурная композиция «Россия» авторства Н.Лаверецкого.

Проект павильона был разработан петербургским архитектором Баумгартеном. В барельефах, предложенных им, органично сплетались фантастические рыбы, звери, женщины-птицы, сказочные цветы. 

Каслинский павильон. Автор фото: Сергей Тахтамышев.

Более полутора тысяч деталей этого уникального сооружения были отлиты лучшими мастерами Каслинского чугунолитейного завода. На барельефах они ставили личные клейма, что позволило ученым точно определить изготовителя каждого литого элемента. Павильон отправили в Париж в частично разобранном виде. Для сборки и обслуживания витрины в столицу Франции приехала группа заводских модельщиков и чеканщиков.

Каслинский павильон и его архитектор Баумгартен (справа) на выставке в Париже.

Во время посещения выставки Эмиль Лубе, исполнявший в то время обязанности президента Франции, был настолько впечатлен каслинским литьем, что предложил 2 миллиона рублей за все представленные чугунные изделия. Управляющий Кыштымскими заводами, к которым относился и Каслинский завод, поначалу согласился продать экспонаты — все, кроме скульптурной композиции «России». «Россия — не продается!» — стоял на своем П. М. Карпинский даже после того, как Лубе повысил цену. В итоге продажа чего бы то ни было в принципе не состоялась, и уникальная работа русских мастеров в своем изначальном виде (павильон и скульптурная композиция), заслуженно получив Гран-при, вернулась домой, где в 1921 году была пущена на переплавку, чтобы получить чугун на изготовление серийной продукции.

Восстановленный Каслинский павильон 

Каслинские мастера тогда приложили все усилия, чтобы спасти хотя бы часть литых элементов павильона. В результате уцелело примерно 40% разрозненных деталей. Позднее павильон был отреставрирован, или, можно сказать — воссоздан в Екатеринбурге по сохранившимся в архивах документам с использованием уцелевших элементов. Эти старания ученых и мастеров по достоинству оценила мировая общественность. В 1978 году Каслинский павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции.

Топографическая карта Франции из драгоценных камней

В Компьеньском дворце во Франции хранится шедевр, вызвавший в свое время у посетителей парижской выставки бурю восторженных эмоций. Это — карта, представляющая собой мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы — красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.

Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Идея создания этой карты принадлежала директору Екатеринбургской гранильной фабрики Василию Васильевичу Мостовенко. Он посчитал, что вазы и подобные им изделия не смогут произвести должное впечатление на посетителей такого грандиозного форума, и предложил в качестве альтернативы изготовить карту Франции. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества одобрил предложение Мостовенко. На изготовление этого уникального экспоната потребовалось 25 месяцев напряженного труда всех работников Екатеринбургской гранильной фабрики. Изготовление карты велось в три смены практически без выходных. Но, по словам Мостовенко, рабочие не жаловались, поскольку они смогли значительно улучшить свое материальное положение, благодаря щедрой оплате сверхурочных часов.

Впечатляющий общий вид, уникальные самоцветы, аккуратнейшее исполнение вызывали восхищение у посетителей выставки на протяжении всего международного форума. Шедевр, оцененный французами в 6 млн. франков, был подарен Николаем II президенту Франции. Долгое время карта выставлялась в Лувре, а в настоящее время она находится в Компьеньском дворце.

Описание

Павильон представляет собой лаконичное прямоугольное сооружение с ажурными сквозными орнаментами на стенах и элементах каркаса. Чёрная окраска чугуна изысканно сочетается с яркостью золочения и благородством красного бархата. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. В 2000 году реставрационные работы по золочению павильона были завершены, и была заново полностью воссоздана идея, предложенная Е. Е. Баумгартеном более века назад.

Архитектор и скульптор Е. Е. Баумгартен в ходе создания павильона соединил древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их образы из «Сборника византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г. Г. Гагариным» и монографии Н. Ф. Лоренца «Орнамент всех времён и стилей». В создании декора павильона автору помогала скульптор Мария Львовна Диллон (первая в России женщина-профессиональный скульптор). Она создала удивительных птиц Сирин и Алконоста, сказочных героев, размещённых в среднем ярусе павильона, драконов, расположенных по верхним углам павильона, при работе над которыми она использовала рисунок чаши из горного хрусталя, представленной в Париже на Всемирной выставке 1878 года и опубликованной в вышедшем в 1880 году в Штутгарте сборнике «Декоративные фигуры и вазы», а основой для замысла скульптуры послужила серебряная ручка чаши в виде дракона. Необходимо отметить, что принцип творческой работы по признанным образцам был довольно распространённой практикой в конце XIX – начале XX вв.. В декоре шедевра Каслинского литья выделяются горельефы вещих женщин-птиц, образы которых отлиты по мотивам известной картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Фантастические персонажи древнерусских сказаний объединены в одном небольшом архитектурном произведении с повторением изображений драконов, в пластическом решении которых ощутимо влияние средневекового западного искусства, а также мотивами, заимствованными из архитектуры и декора эпохи итальянского Ренессанса; в декоре можно увидеть сцены соколиной охоты, эффектные изображения зайцев, рыб и грифонов. По мнению искусствоведов, убранство павильона весьма эклектично, но не утомляет своей насыщенностью элементами, взятыми из разных культурных традиций, и способствует тому авторский замысел и определенная лаконичность цветового решения.

В настоящее время чугунный павильон стоит в центре зала чугунного литья Екатеринбургского музея изобразительных искусств на мраморном подиуме вместе со скульптурой Н. А. Лаверецкого «Россия», которая располагается слева от ступеней пьедестала и стоит на дополнительной тумбе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: