Таинственные обитатели уральских пещер. чудь белоглазая, чудь уральская…

Сообщение о древних жителях урала

Заводская плотина

Ни один из металлургических уральских заводов нельзя представить себе без плотины и без пруда, ведь вода приводила в действии механизмы тогдашних заводов. Плотину и пруд для Северского завода построили в 1738 году, на месте, где река Полевая впадает в реку Северная. Восточный берег плотины на полтора км укреплён насыпной дамбой. Пруд в г. Полевском большой- 8 км длина, 500 м ширина, в него впадают мелкие речушки Гремиха, Зюзелка…

На северной стороне пруда полагается северная часть города Полевского, раньше это был поселок Северский, именно поэтому завод и назывался Северский. Длина плотины 320 м, ширина в нижней части 52 м, в верхней части — 30 м, высота 8,5 м

Как выглядит

Народ Чудь белоглазая были низкорослыми, а их телосложение было субтильным. Средний рост мужчин составлял 130-140 сантиметров, а рост женщин достигал 125 сантиметров максимум. Все они были не просто худыми, а тощими. Британский магзоолог и путешественник в своих записях указывал: “Кости были обтянуты кожей, а сама кожа напоминала бумагу. В первые секунды, казалось, что перед глазами находится живой скелет — настолько жители племени были истощены”.

Внешне они все же похожи на человека. Строение тела гоминидоподобное. Отличие заключается в том, что на коже нет пигментации, она полностью светло-серая. Кожа как пергамент, а глаза могут быть как белыми, так светло-серыми. Продолжительность жизни у них достаточно большая, она могла достигать 180 лет.

Что говорит наука

В исторических данных действительно есть свидетельства о том, что народ, именуемый Чудь белоглазая существовал. О нем есть упоминания в известных былинах, которые дошли до наших времен. В летописях, датированных 1030 годом, указано, что Ярослав Мудрый напал на такое племя и на этом месте поставил город Юрьев. Сегодня на этом месте находится город Тарту (Эстония). На территории России находится много свидетельств, подтверждающих существование народа чудей. Но главная загадка — почему же он сам исчез?

От историков есть предположение, что чуди могли быть социальными группами, которые жили отчужденно. Их светлые глаза вполне считали белыми. Возможно, у них не была развита письменность, и из-за этого до наших времен не дошли летописи или другие подтверждения об их культуре и о том, как сложилась их жизнь. Историкам и было установлено, что племена размещались в Архангельской области, около берегов Пушмы, Мезени и на юге Лузы. Однако никаких фантастических фактов о них найдено не было.

Транспорт в музейном комплексе.

Вот про паровоз на территории музея я рассказать могу. Он большой, черный, с красными колесами и красною звездой. Как из той песни: «Мой паровоз вперед лети, в коммуне остановка, другого нет у нас пути, в руках у нас винтовка!» Это паровоз модифицированной серии Э, строить такие паровозы начали на Луганском заводе (сегодня не братская Украина) в 1912 году. Этот паровоз работал в железнодорожном цехе Северского трубного завода и последний раз он выходил на смену в 1977 году. Здесь же можно увидеть древний автомобиль, можно ведь так назвать почти 70- летний автомобиль? Урал- ЗиС-5 был выпущен в 1946 году, грузоподъёмность у этого автомобиля было всего 3 тонны, но это был один из главных грузовиков в Великой Отечественной войне и выпускался он в Советском Союзе с 1933 по 1948 годы. Этот автомобиль произведен в городе Миассе на Урале и работал на заводе до конца семидесятых годов, а потом его передали в музей.
Чтобы рассказать обо всем, что есть в музейном комплексе, нужен экскурсовод, поэтому обязательно приезжайте в этот прекрасный музей, там проходит постоянные выставки, а еще вам расскажут о том, как производят трубы.
Как я уже говорила, мне очень повезло, и я была в современном цехе. Я видела как автоматика управляет производством, как производятся трубы.
К сожалению, пока в производственные цеха на экскурсию не водят, но может быть когда-нибудь Северский трубный завод и доживёт до промышленного туризма.

Что такое музейный комплекса Северская Домна?

Я принадлежу к небольшому кругу счастливцев, которые не только видели музейный комплекс «Северская Домна», но и действующее производство

Основу музейного комплекса «Северская Домна» составляет Домна – единственный на Урале оставшийся экземпляр домны, в котором выплавляли чугун почти 120 лет назад. Это настоящий памятник промышленной архитектуры, домна поражает своей технологической красотой, пропорциями, восхищает размер промышленного здания. Восьмигранная здание с куполообразной крышей (здесь расположена домна) и литейным двором слово напоминают храм – и это был ХРАМ для рождения железа. Кстати, даже не специалист может заметить, что при его строительстве использовались приемы и материалы, характерные для возведения православных храмов в 19 веке. Постановлением Совета министров Российской Федерации ещё в 1974 году этот промышленный комплекс был взят под государственную охрану (и только поэтому видимо и сохранился) и признан объектом культурного наследия республиканского значения, сегодня это памятник федерального значения.

Северская доменная печь была построена в 1898 году на фундаменте предыдущий доменной печи завода дававший чугун с 1859 года.

Колошниковая площадка

На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с этой площадки производилась загрузка необходимых материалов: руды, древесного угля, известняка. Все эти тяжелые материалы доставлялись на лошадиных повозках по наклонным помостам и галереям на 14-метровую высоту, а это почти пятиэтажный дом. Доменный цех в том виде, в котором мы его сегодня видим, работал до июня 1934 года.
Высота домны 14 м, полезный объем печи — 86 кубических м, в сутки производилась 40 т чугуна, чугун выпускали из печи раз в 4 часа. Представляете, какое тут было интенсивное движение?

Колошниковая площадка тоже является памятником промышленной архитектуры. Почему она называется Колошниковая? Потому что материалы в неё подавались в специальных ковшах, в определенных количествах, по объему и весу. Эти ковши называли колошами. На сегодняшний день всё технологическое оборудование колошниковой площадки хранилось таким, каким было в 19 веке.

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Хотя и на сегодняшний день более чем достаточно людей, скептически относящихся к существованию параллельных измерений, поколения людей, населявших Землю за тысячи лет до нашего рождения, были уверены в том, что небес несколько, и лежат они одно над другим. Это же представление распространялось и на земную поверхность, и существование подземных цивилизаций для наших предков были скорее реальностью, чем сказкой.

Приполярный Урал: сказания коми

Сказания о маленьком народце сохранились и у многих народов Севера. Например, коми также рассказывают о маленьких людях, умеющих творить чудеса и предсказывать будущее.

По преданиям коми, сначала человечки не понимали их языка, но потом научились понимать людей. Они же и передали людям знание о работе с металлами, а также показали, как ковать железо. Колдовство чуди было настолько сильным, что они даже могли управлять светилами – Солнцем и Луной.

Жрецы народа чуди назывались панами. Эти маги были обладателями тайных знаний и несметных сокровищ, которые добывались в рудниках. Сокровища жрецов были надёжно укрыты в священных местах и защищены сильнейшими заклятиями. До сих пор те, кто рискнёт к ним приблизится, либо погибает, либо сходит с ума. Может, именно с запретными зонами кладов и связаны случаи странных умопомешательств в Таганае? Древние предания гласят, что сокровища панов охраняются особыми слугами: огарками. Эти хранители из народа чуди некогда были похоронены заживо вместе с богатствами, и вид оживших слуг пана настолько ужасен, что разум человека просто не выдерживает.

На месте бывшего поселения чуди в Приполярном Урале у реки Мерзавки находят древние камни, с высеченными на них загадочными знаками. В 1975 году группа студентов-историков начала поиски клада под этими старинными валунами. В одной из рукописей XV века молодые люди нашли заклинание, которое надо было употребить в подобном случае. Однако, кроме двух древних серебряных медальонов они ничего не нашли, а вскоре одного из студентов-кладоискателей задрал медведь, и местные жители поговаривали, что это проклятие пана настигло осмелившихся посягнуть на его сокровища.

Чуди, Дивьи люди и Уральские горы

До сих пор легенды и сказания многих народов упоминают о некоем таинственном и загадочном народе, по каким-либо причинам ушедшем под землю. Особенно верят в это жители горных районов Урала, Алтая и Тибета, для которых встречи с подобными подземными жителями далеко не сказочный сюжет.

Легенда об ушедшей под землю чуди вдохновила Н. К. Рериха на написание двух картин «Чудь подземная» (в 1913 и 1929 годах).

Наиболее распространено среди славянских народов предание о «чуди белоглазой», древнем народе, некогда обитавших на территории Древней Руси. По одним описаниям, это были высокие люди с необычайно тёмной кожей, возможно именно поэтому их называли «белоглазыми», так как белки глаз на тёмном лице действительно впечатляли своей белизной. Согласно другим сведениям, народ «чуди» отличался крайне маленьким ростом – не выше 3-х летнего ребёнка. Эти таинственные жители обитали в землянках, но со становлением на Руси христианства они не пожелали покориться власти «Белого царя», вырыли яму с земляной кровлей, спустились туда и обрубили подпорки, похоронив себя таким образом. Однако в ряде случаев легенды говорят, что чудь не погибла, а ушла под землю, где продолжает развиваться их высокоразвитая цивилизация.

С чудью ассоциируется и название другого народа «дивьих людей», обладающих паранормальными способностями. Ещё в ХХ веке этнографом Онучковым был собран материал, относящийся именно к этой теме. Исследователь писал, что дивьи люди живут под землёй на территории современного Урала, и при желании могут выходить на поверхность земли. Они очень красивы, обладают высоким ростом и приятным голосом. Видеть их дано не всем, поскольку чуждые к земным грехам жители земных глубин показываются только чистым сердцем людям, которым они могут рассказать о будущем. Первые упоминания о «дивах» упоминаются в «Книге Коляды», где описано противостояние Сварога с его братом Дивом (по сути дела борьба божественных начал земли и неба), после чего дивьи люди и чудь были заточены под Уральскими горами. Но до сих пор из-под земли слышится звон их колоколов, хотя прошло с той поры 27 тысяч лет.

Примечания

  1. Владислав Белогоров. . Красная Звезда. old.redstar.ru (2011). Дата обращения: 21 марта 2020.
  2. .
  3. ↑ .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. , с. 207.
  8. ↑ , с. 209—210.
  9. Страздынь Ю. Ф.  (недоступная ссылка). Записки Подосиновского общества изучения родного края Выпуск 2, часть1.. Дата обращения: 26 июля 2012.
  10. Ефименко П. С.  (недоступная ссылка). Московский журнал. Дата обращения: 26 июля 2012.
  11. Чудо : Чудаки // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  12. стенды «Чудь белоглазая» и «Чудские копи» — . Участники премии «Маршрут года» 2016. «Живая карта».

Преображенская часовня

Если Вы приехали на Северскую домну, то вы обязательно увидите Преображенскую часовню. Удивительно ажурная, удивительно нарядная Спасо-Преображенская часовня была построена в честь 900- летия Крещения Руси и освятили её в 1894 году. Часовня состояла из металлического каркаса и была увенчана пятью зеркальными крестами. К сожалению, в тридцатые годы когда советская власть боролась против Православия в России и вообще против любой веры, часовню разобрали и переплавили. Но, к счастью, остались старые фотографии и красавицу часовню восстановили. В 2013 году её перенесли на территорию музейного комплекса Северская Домна. Каждый год на 19 августа в праздник преображения Господня к часовне совершается Крестный ход. Часовня Спаса Преображения в городе Полевском

Золотая баба из сибирских легенд

Достоверно неизвестно, какой на самом деле была Золотая баба. У разных народов — манси, хантов и эвенкийцев встречаются разные её описания. Кстати, вполне вероятно, что на гербе Республики Коми изображена именно Золотая баба. В народных сказаниях идола из золота описывали как молодую женщину, стоящую на ногах и держащую в руках младенца. В других легендах Золотая баба представала крепкой старухой с двумя детьми. А из некоторых рассказов следует, что баба вовсе бабой и не была. Некоторые народы описывали её как гусыню в гнезде или брюхатую зайчиху. Но все рассказы сходились в одном: Золотая баба была наделена определённой магической силой.

У ненцев, например, Золотая баба ещё называется Солнечной. По их легендам, раз в год во время появления Великого Солнца из промерзшей земли выходила Солнечная Баба. В чреве её был младенец — дар Солнца. У якутов Золотая баба находилась среди непролазных болот и была охранницей земель. При приближении врагов она издавала страшный звук и светилась голубоватым светом. А манси и вовсе считали Золотую бабу живой. Ходящая золотая статуя в их сказаниях отправилась через Уральские горы. Её попробовала остановить одна шаманка, но баба страшно закричала, и женщина обратилась в камень. А от крика статуи умерло всё живое на много вёрст вокруг. Поэтому, хоть Золотой бабе поклонялись, но и опасались её тоже.

Сибирские племена не хотели, чтобы статую Золотой бабы нашли и передали не в те руки. Они считали, что если идола разрушить или расплавить, то в Россию придут война, голод и разруха. Но охотники сокровищ своих попыток найти бабу не оставляли.

Золотая баба (Slata baba) на карте Московии

Что такое Чудь белоглазая

История начинается с давних времен, она гласит о том, что на севере было поселение, которое состояло из людей невысокого роста. Их прозвали сихиртя. Согласно поверьям, поселения этого народа располагались под поверхностью скал. Также были замечены пещеры под землей и горами. В наше время о них известно мало информации. Известно лишь несколько деталей, одна из них заключается в том, что их культура была очень развитой. Они занимались рыболовством, охотой. Интересен тот факт, что спал народ днем, а еще могли были быть наделены сверхъестественными способностями. Предания гласят, что тот, кто увидел сихиртя, вскоре умирал.

Когда именно племена ушли под землю, неизвестно, но, по предположениям, это произошло до 19 века до нашей эры.

Как и другие обычные люди, сихиртя осваивали металлы, орудия труда, но те племена, которые жили на Урале, были более прогрессирующими на фоне людей.

Интересный факт. Самая древняя пещера, принадлежащая племенам, была сделана примерно до 253 года до нашей эры. И сделать ее без помощи магии было невозможно.

В ранних средних веках племен Чудь белоглазая было от 200 до 300. По преданиям, которые рассказывали простецы и маги, жители размещались практически на всем Урале и ближайших территориях. Они выходили на контакт с обычными людьми, иногда менялись товарами, отдавали и брали дары. По всей вероятности, взаимодействие между культурами было регулярным с того момента, как чудские племена начали заселяться на эту территорию. Но показывались эти племена людям чаще всего в ночное время, на солнце им было сложно находиться.

К 5 веку количество чудских племен снизилось до 120. В настоящий период племен насчитывается около 17. Они располагаются вдоль Уральского хребта.

Некоторые предания, которые были созданы разными народами, утверждали, что Чудь белоглазая, это монстр.

Это объясняется несколькими деталями:

  1. У чуди был низкий рост, а конечности были искривленными. По некоторым версиям, они напоминали гусиные лапы (возможно, такому описанию поспособствовал европейский фольклор). Кроме того, их радужка глаз имела белый цвет.
  2. Постоянное нахождение под землей. Однако до сих пор ведутся споры, как именно они туда попали. По одной версии, Чудь изначально находилась там. По другой, их вынудили туда уйти московские цари.

Литература

  • Белых С. К. Чудь в этнической истории пермских народов // Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. — Сыктывкар, 1996.
  • Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. — Пермь, 1974.
  • Грибова Л. С. Культ древних у коми-пермяков. — М., 1964.
  • Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. — М., 1975.
  • Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям : этногр. материал, собранный в Пермской области), 1991 // Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. оп. 1. Д. 54.
  • Дмитриев А. А. Пермская старина. — Вып. 1: Древности Перми Великой. — Пермь, 1889.
  • Дранникова Н. В. Чудь в устной культуре народов Европейского Севера // Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция. Архангельск, 15—17 октября 2007 года / Отв. ред. Н. В. Дранникова. — Архангельск: Поморский университет, 2008.
  • Дранникова Н., Ларсен Р. Предания о чуди в норвежском и русском фольклоре // XVII Ломонос. междунар. чтения. — Вып. 2 : Поморские чтения по семиотике культуры : сб. науч. докл. и ст. — Архангельск, 2006.
  • Ефименко П. С. Заволочская чудь. — Архангельск, 1869.
  • Климов В. В. Заметки к преданиям о чуди // Вопросы лингвист. краеведения Прикамья. — Пермь, 1974.
  • Криничная Н. А. Предания об аборигенах края // Рус. фольклор (фольклор и историческая действительность). — Т. 20. — Л., 1981.
  • Криничная Н. А. Русская народная историческая проза : вопр. генезиса и структуры. — Л., 1987.
  • Криничная Н. А. Предания Русского Севера. — СПб., 1991.
  • Лашук Л. П. Чудь историческая, чудь легендарная // Вопросы истории. — 1969. — № 10. — С. 208—218.
  • Лепехин И. А. Дневные записки путешествий Ивана Лепехина. — СПб., 1805. — Ч. 4.
  • Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. — Сыктывкар, 1998.
  • Лимеров П. Ф. Му пуксьӧм — Сотворение мира : мифология народа коми. — Сыктывкар, 2005.
  • Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым Оше и Пере-богатыре. — Т. 92. — Пермь, 1971.
  • Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. — М.; Л., 1965. — 262 с. Библиогр.
  • Плесовский Ф. В. Комияс да чудьяс (коми и чудь) // Войвыв кодзув. — 1989. — № 9. — С. 57.
  • Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. — Сыктывкар, 1984.
  • Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. — Сыктывкар, 1985. — (Серия препринтов «Научные доклады»; вып. 24).
  • Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. — Саранск, 1972.
  • Савельева Э. А. Пермь Вычегодская //К вопросу о происхождении народа Коми. — М., 1971.

Антонина Макарова

В созданной нацистами на территории Брянской области так называемой Локотской республике Антонина Макарова, более известная под кличкой Тонька-пулеметчица, была палачом — расстреливала партизан и их родственников. Жертв отправляли к ней по 27 человек. Бывали дни, когда она исполняла смертные приговоры по три раза. После расстрелов снимала с трупов понравившуюся ей одежду. Партизаны объявили на нее охоту. Но поймать Тоньку-пулеметчицу не удавалось.

Антонина Макарова-Гинзбург (Тонька-пулеметчица)

После войны ее след потерялся. Розыском занималась специальная группа сотрудников КГБ — органы госбезопасности начали искать коллаборационистку сразу после того, как Локоть освободили от немцев. Проверяли пленных и раненых, выдвигались версии, что ее убили или же вывезли за рубеж немцы.

Однако в 1976-м один из жителей Брянска опознал в случайном прохожем бывшего начальника Локотской тюрьмы Николая Иванина. Изменника задержали. На допросах он вспомнил, что Антонина Макарова до войны жила в Москве. Оперативники проверили всех москвичек с этой фамилией, однако никто не подходил под описание

Следователь КГБ Петр Головачев обратил внимание на анкету одного жителя столицы, заполненную для выезда за границу

В документе москвич по фамилии Макаров указал, что в Белоруссии у него проживает родная сестра. Оперативники установили негласное наблюдение за подозреваемой. Показали ее нескольким бывшим заключенным Локотской тюрьмы, и те опознали в ней Тоньку-пулеметчицу. Когда все сомнения отпали, Макарову задержали. На допросах Тонька-пулеметчица признавалась, что ее никогда не мучили угрызения совести. Она воспринимала казни как издержки военного времени, не чувствовала вины и до последнего была уверена, что отделается коротким сроком тюремного заключения. Одиннадцатого августа 1979-го ее расстреляли.

Приполярный Урал: сказания коми

Сказания о маленьком народце сохранились и у многих народов Севера. Например, коми также рассказывают о маленьких людях, умеющих творить чудеса и предсказывать будущее.

По преданиям коми, сначала человечки не понимали их языка, но потом научились понимать людей. Они же и передали людям знание о работе с металлами, а также показали, как ковать железо. Колдовство чуди было настолько сильным, что они даже могли управлять светилами – Солнцем и Луной.

Жрецы народа чуди назывались панами. Эти маги были обладателями тайных знаний и несметных сокровищ, которые добывались в рудниках. Сокровища жрецов были надёжно укрыты в священных местах и защищены сильнейшими заклятиями. До сих пор те, кто рискнёт к ним приблизится, либо погибает, либо сходит с ума. Может, именно с запретными зонами кладов и связаны случаи странных умопомешательств в Таганае? Древние предания гласят, что сокровища панов охраняются особыми слугами: огарками. Эти хранители из народа чуди некогда были похоронены заживо вместе с богатствами, и вид оживших слуг пана настолько ужасен, что разум человека просто не выдерживает.

На месте бывшего поселения чуди в Приполярном Урале у реки Мерзавки находят древние камни, с высеченными на них загадочными знаками. В 1975 году группа студентов-историков начала поиски клада под этими старинными валунами. В одной из рукописей XV века молодые люди нашли заклинание, которое надо было употребить в подобном случае. Однако, кроме двух древних серебряных медальонов они ничего не нашли, а вскоре одного из студентов-кладоискателей задрал медведь, и местные жители поговаривали, что это проклятие пана настигло осмелившихся посягнуть на его сокровища.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: