Велосипеды ссср

Вещи-мечты, которые стали реальностью

Были у советских школьников и материальные мечты. Причем, сегодня над этими мечтами можно посмеяться, ведь сейчас можно купить практически любую вещь, вопрос только в сумме денег.

«Чудесные» жвачки

Например, дети СССР гонялись за жевательными резинками, которые почему-то стали настоящим культом как среди мальчиков, так и среди девочек. Причем, гонка наблюдалась именно за импортными жвачками, а отечественные воспринимались как подделка этого далеко не полезного чуда.

Дети не на шутку радовались, когда папа из командировки привозил им целый блок жевательных резинок «Wrigley’s Spearmint» или «Turbo». При этом, если в крупных городах жевательные резинки еще появлялись, то до провинции они просто не доходили.

Радиоуправляемые машинки

Настоящим дефицитом в СССР были машинки на радиоуправлении. Их не было даже в комиссионных, а цены в магазинах «Березка» выставлялись заоблачные. Да и не было у простых советских трудящихся ни валюты, ни чеков, чтобы отовариваться в престижных торговых точках.

Ведь стоит понимать, что китайцы со своими подделками на рынок тогда еще не зашли.

Все советские мальчишки мечтали о таких машинках, но далеко не каждый имел возможность их получить. А счастливчикам было запрещено выносить это чудо техники за пределы дома, да и играть можно было только под присмотром родителей.

В СССР такие машинки начали производить только в середине восьмидесятых, и то в очень малых количествах.

Джинсовая одежда

Уже в старших классах школьники начинали следить за модой. Детям была скучна однотипная форма — обязательные фартуки и рубашки.

Настоящим счастьем для ребят было, когда родители покупали им джинсовую одежду — брюки, рубашки, кепки. Почти каждый, чьё детство пришлось на эпоху развитого социализма, с легкостью вспомнит марку своих первых джинсов.

Советский нож мультитул был мечтой каждого мальчишки

Мечтать стать Фантомасом, космонавтом, милиционером мало — нужно, чтобы в кармане всегда был стальной помощник, нож-мультитул, который состоял из кусачек, пилочки, консервного ножа и открывалки.

Этот нож имел высокую стоимость, но его можно было почти запросто найти и купить. Единственный человек, который был против осуществления такой мечты — это мама. Ну и еще детская комната милиции, в которой за ношение ножа ставили на учет.

Популярный мопед

О мопедах мальчики также мечтали. И проблем с их покупкой почти не было. Ведь тогда такой транспорт выпускался во Львове, Риге и Пензе. Да и самому можно было соорудить мопед, приделав мотор к велосипеду.

Косметика и кукольный дом

Что же касается девочек, то кто из маленьких красавиц не мечтает о косметике? И стоять у зеркала, как мама, надев высокие каблуки и платьице…

Уже с ранних лет школьницы просили у мам тушь, румяна, губную помаду и рисовались, словно куклы. Причем, надо было, чтобы была своя собственная косметичка.

Также девочки мечтали о своем доме, и кукольный дом был прототипом настоящего. Правда, такая игрушка была настоящим дефицитом, как и машинки на радиоуправлении.

Поэтому папам приходилось самим мастерить кукольный дом или рассказывать дочке, что пока такой домик — недоступная роскошь.

Плеер и кроссовки

Об этих вещах мечтали все мальчишки. Ведь магнитофоны «Весна» были довольного громоздкими, их за собой не очень-то поносишь. Плееры появились в Союзе, благодаря путешественникам, которые привозили их из западных рынков. Они были очень удобными и стильными.

То же касается и кроссовок, которые не надевали на физкультуру (для этого были кеды), а считали исключительно выходной обувью.

Портативные электронные игры

В 1984-м году в СССР начали производить собственные портативные игровые системы. Это настоящая легенда — «Электроника ИМ-02», которую дети восьмидесятых — девяностых знают как «Ну, погоди!»

Такие игрушки были настоящей редкостью, и если тебе посчастливилось иметь это электронное «чудо», то вполне ощутимо наступало беззаботное детское счастье.

Обзор важных параметров старых советских велосипедов «Урал»

Пермский завод выпускал несколько моделей транспортного средства, которые по ряду параметров не уступают современным байкам. Все велосипеды имели втулку ножного тормоза, звездочки с 48 и 19 зубьями, литой рулевой вынос. Название оставалось прежним − «Урал», менялся только цифровое обозначение модели (111−621; В−124; В−142). Главные параметры советских велосипедов:

  • стальная трубчатая рама;
  • поворотный руль с выносом;
  • стальные обода;
  • ручной передний тормоз;
  • задняя тормозная втулка со свободным ходом;
  • размер колес – 40х622 мм;
  • одна передача;
  • вес: 16−16,5 кг.

Поздне-советский односкоростной «Урал» 111−631 с размером колес 622х37 мм весил 14,7 кг. Модель 111−641 выпускалась уже с пятью скоростями при весе 14,6 кг.

Мозаика

В наше время очень большой выбор этих развивающих игрушек. Советская мозаика в принципе ничем не отличается от современной: поле и фишки разных цветов. Коробка с мозаикой часто была очень плотно закрыта. Когда ее открывали, часть фишек обычно рассыпалась. Если в семье были маленькие дети, старшим запрещали играть в нее, фишки были очень маленького размера, малыш мог их проглотить. В инструкции были картинки – примеры, глядя на них можно было собрать что угодно. Существовали и другие виды мозаики, например, в виде геометрических фигур. Но верхом мечтаний любого советского школьника были пазлы.

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

Автор фотографии: Андрей Копырин

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

Автор фотографии: Андрей Копырин
Автор фотографии: Андрей Копырин

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Урал

«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

Велосипеды для подрастающего поколения

Обычно, это были модели с размером колес от 20” до 24”, более низкой рамой, или скошенной, как у “дамки”. Это делалось из соображений безопасности, так как подростки, только постигающие азы вождения, чаще падали или теряли равновесие. Также из-за меньшего роста, непрямая посадка была для них более приемлемой.

«Школьник»

Одним из самых популярных был “Школьник”, предназначенный для детей 10-13 лет, который начали выпускать еще в далеком 1956 году и перестали только с развалом Союза. Он имел 20-дюймовые колеса и открытую раму, хороший запас регулировки руля и защитный щиток для цепи. Это было очень актуально для подростка, ведь штанина, попавшая в цепь могла вызвать состояние глубокого шока и привести к травмам. Весил он около 10 кг и считался очень надежным транспортным средством.

Детям постарше, обычно, покупали “Орленок” литовского производства, который имел оригинально изогнутую раму и 24-дюймовые колеса. Двухцветное исполнение седла, простая форма руля и качественная сборка делали его неизменным другом детей во время летних каникул.

История велоспорта

Спортивные состязания с применением велосипедов появились сразу после изобретения оных. Например, упомянутый выше, Карл фон Дрез – сразу же поспешил установить «велорекорд» (гарантированный, т.к. первый в своём роде), а заодно доказать, таким образом, состоятельность своего изобретения.

Гоночные «пенни-фартинг», в отличие от обычных, оснащались первыми шариковыми подшипниками – для обеспечения легкости хода.

В 1885 г. Джордж Смит выиграл велогонку (100 миль) на Rover II с цепной передачей.

Следующий прорыв – пневмошина.

Чарльз Терронт в 1891 г. стал чемпионом веломарафона Париж – Брест – Париж на шинах Michelin.

В 1903 г. был разработан редуктор с возможностью переключения скоростей, но применять его в велогонках разрешили только в 1930-х годах. До этого спортсмены имели право использовать лишь вариант «2 звездочки на ведущем колесе» – справа и слева. Они снимали колесо, переворачивали его и, таким образом, «переключали» передачу.

В 1950-е годы, велогонщик и изобретатель, Туллио Кампаньоло (Италия) разработал современный механизм переключения передач. А в 1990-е получили распространение индексные переключатели скоростей.

Скромные шестидесятые

Мальчики 1960-х мечтали стать космонавтами, лётчиками, инженерами, пожарными, милиционерами. Девочки хотели быть балеринами, актрисами, врачами, учителями.

Считалось естественным приносить пользу Родине, которая построит коммунизм – когда денег не будет, а мороженое и игрушки станут доступными в любых количествах.

В ожидании сказочного времени на фоне дефицита всего дети рады апельсинам на Новый год, плюшевому мишке, цветным карандашам и настольным играм.

Ветер перемен семидесятых

В 1970-х завеса, отделявшая страны капитализма, стала тоньше. Первые вестники образа жизни загадочного запада – жвачка и пепси-кола. Жвачка, несмотря на запрет по идеологическим соображениям, превратилась в своеобразную школьную валюту: её можно было обменять, выгодно продать, получить за неё велосипед в аренду, одноклассники не отказывались выполнять поручения за ценное вознаграждение.

После событий 1975 года в «Сокольниках», когда после хоккейного матча в давке из-за жвачек погиб 21 человек, в СССР открыли собственное производство, но импортная жвачка оставалась предметом культа ещё долгое время. Коллекции вкладышей ценились не меньше.

Каждый советский школьник мечтал о велосипеде. Дефицитом этот товар не являлся, различные модели выпускались на десяти велозаводах. Подростковый «Орлёнок» стоил 39 рублей, только не каждая семья могла себе позволить такую покупку.

Другая причина, по которой родители отказывали детям в этом удовольствии – размеры. Для громоздких конструкций не было места в небольших городских квартирах.

Экстравагантные восьмидесятые

В 1980-х о том, чтобы стать банкиром или выйти замуж за миллионера, ещё никто не думал, но слухи о западном изобилии уже распространились. Старшеклассники начинают задумываться о профессиях, приносящих доход, чтобы иметь много вещей, которых с каждым годом становится всё больше.

Велосипед не сдавал позиций в списке желаемых вещей, но многие подростки грезили о мопеде или мотоцикле. Список заморских товаров расширился. Не было мальчика, который не думал бы о немецкой железной дороге «Piko», все девочки вздыхали о куклах с закрывающимися глазами, пупсах и кукольных домиках, детской косметике. Хула-хуп девчонки могли предпочесть велосипеду.

О кубике Рубика мечтает почти каждый школьник – это культовый предмет. Обладатели этой игрушки – дети родителей, имеющих возможность бывать в заграничных командировках. В середине 80-х в СССР наладили собственное производство по лицензии. Стоил первый отечественный кубик 6 рублей, но по качеству уступал импортной модели.

Коснулся сферы детских развлечений и технический прогресс – появился калькулятор, электронные игрушки, компьютерная игра «Тетрис», игровые приставки. Каждый мальчишка втайне помышляет о кассетном плеере, понимая, что вероятность получить его очень мала – стоили они от 195 до 365 рублей. Зато первый игровой гаджет «Ну, погоди!» был вполне доступен – 23 рубля. Желание иметь его можно сравнить с тем, как сегодня мечтают о последней модели Айфона.

Самый большой ажиотаж в советском обществе вызвали джинсы. В 60-х их счастливыми обладателями были моряки дальнего плавания, дипломаты, артисты. В 70-х о них мечтали взрослые, младшие и думать не смели. Борьба с модой на них окончилась неудачей. Лёгкая промышленность со временем освоила выпуск некоего подобия джинсам, но настоящие «Wrangler» или «Montana» можно было купить только в специализированных магазинах «Берёзка» или у спекулянтов за кругленькую сумму – от 160 до 280 рублей при среднестатистической зарплате 120 рублей. Чтобы достать «Levi’s», приходилось рисковать. Для школьников 80-х они означали всё! Чтобы получить заветную вещь от родителей, школьники готовы были пойти на любые жертвы, обещали за модную вещь даже окончить учебный год без троек. После Олимпиады-80 ещё одним вожделенным предметом гардероба станут фирменные кроссовки «Адидас».

В СССР у граждан было только самое необходимое, ничего лишнего. Жёсткие ограничения обесцвечивали жизнь советских людей. Минуло три десятилетия со времени распада великого государства, и миру явилась другая крайность. Теперь, когда слово «дефицит» забыто, весь цивилизованный мир заражён синдромом потребления и испытывает на себе его последствия – падение нравов, уход в виртуальность, избыточный вес, сопутствующую ему эпидемию диабета – повзрослевшие школьники начинают понимать, что вещи и желание их иметь тоже не делают жизнь лучше.

Новости

Спортивные и туристические модели

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

«Турист»

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

Спортивные велосипеды

Но только лишь простыми дорожными байками в СССР не ограничивались, а выпускали так же и большое множество спортивных велосипедов (причем, зачастую, очень даже серьезных) – они создавались, в первую очередь, для использования в той или иной спортивной дисциплине (либо для тренировочных процессов) для соревнований различных уровней, отчего и наделялись определенными конструктивными особенностями.

«Москва 80»

Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.

Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен. С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.

Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом;  многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».

Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.

«Тахион»

Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».

«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).

Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой
530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального
сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической
формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса
размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми
спицами. При этом шоссейная модель обладает 6-скоростной трансмиссией с параллелограммным
переключателем и ручные тормоза клещевого типа спереди и сзади, в то время как
у трекового варианта – всего одна скорость и нет тормозов.

Вообще, сам Воронцов хотел назвать велосипед «Кентавром», однако такое название «забраковали» руководители – мол, нечего величать советский байк именем чуждого персонажа, да еще и с какой-то там мифологии. Тогда сын Реджинальда Ивановича предложил имя «Тахион», которое в теоретической физике означает гипотетическую частицу, движущуюся в вакууме со скоростью быстрее скорости света. Его и утвердили.

«Чемпион»

Спортивно-шоссейный велосипед, предназначенный для тренировочной езды по асфальтированным и проселочным дорогам и соревнований различных уровней. Производство данного «железного коня» осуществлялось на Харьковском велозаводе с 1957 по 1963 года, при этом в 1958-м он удостоился диплома «за новые конструктивные решения».

У него – стальная рама закрытого типа (высотой 540-580
мм), рулевая колонка типа «бараньи рога», 10-скоростная система с параллелограммным
передним и задним переключателями, 28-дюймовые колеса с дюралюминиевыми ободами
и однотрубными шинами, ручные тормоза клещевого вида с тросовым приводом, а
также спортивные педали с туклипсами.

Трехколесный детский велосипед

В СССР не было естественно никаких велобегов и тому подобное, однако нет ни одного советского человека, который не умел бы ездить на байке.

Детские велосипеды появились уже после того как в продаже имелись взрослые. Детям тоже хотелось научиться езде на велосипеде, но делать это на взрослом не совсем удобно, поэтому стали выпускать детские модели.

Характерными чертами трехколесного велосипеда были:

  1. Тонкие резиновые колеса с белой серединой внутри, колесо переднее было больше чем два других;
  2. Сам велосипед выполнена из метала и фиксировал остальные части плотно;
  3. Руль и сидение не регулировалось, а тормоз осуществлялся при помощи ноги.

Принцип сборки был настолько продуман, что выдерживал такой «малыш» крупных хулиганов, которые отбирали у детей такие байки для того чтобы покататься.

9 лучших советских велосипедов: picturehistory

Недолго выпускавшийся — всего-то с 1964 по 1968 год — на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Кама»

Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне — это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

«Школьник»

Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал»

Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион»

Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок»

Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Аист»

Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

«Москва-80»

Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978—1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы — и конструкторские, и производственные — велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка»

Параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

См.также:

Интересные факты о велосипедах

Велосипеды-мутанты из прошлого

Детские педальные автомобили начала 20 века и СССР

Тур де Франс

Необычные транспортные средства, ретро

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).

Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над  Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига.

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.

На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений). Неизвестный фотограф

«Ностальгия по ушедшему»: советские велосипеды, которых очень не хватает

Выпуск велосипедов в Советском Союзе не просто был поставлен на поток. В стране делалось огромное количество самых разнообразных моделей, способных удовлетворить потребности, как профессиональных спортсменов, так и любителей активного образа жизни. Не оставались без двухколесного транспорта и те, кто просто искал доступное и комфортное средство передвижения на небольшие расстояния. Сегодня же пришло время вспомнить самые удачные модели и бренды велосипедов с советских предприятий.

Модельный ряд велосипедов «Аист» делался в СССР главным образом для детей и подростков. Большинство из них имело складную конструкцию. Делалось это для упрощения транспортировки и хранения велосипеда. Производились «Аисты» на Минском мотовелозаводе, предприятии, которое было основано почти сразу после Второй мировой войны в 1947 году. Примечательно, что бренд «Aist» продолжает жить и чувствует себя весьма неплохо.

«Кама» и «Урал»

Модельный ряд велосипедов, которые по своей конструкции и назначению очень похожи на продукцию белорусского ММВЗ. Разница лишь в том, что детские и подростковые «Камы» выпускались на мощностях Пермского машиностроительного завода. Завод был основан еще в 1936 году. После распада СССР бренд переименовали в «Forward», однако уже в 2006, производство знаменитых велосипедов свернули.

В Советском Союзе были мотоциклы «Урал», автомобили «Урал» и даже велосипеды «Урал»! Как несложно догадаться, делали их в лучшие времена на все том же ПМЗ. Многие соотечественники считают данное транспортное средство вершиной велосипедостроения СССР (и не безосновательно).

«Школьник»

Горьковский велосипедный завод являлся частью объединения ГАЗ. Одним из самых известных модельных рядов предприятия являлся подростковый велосипед «Школьник». Конструкция велосипеда оказалась настолько удачной, что выпускали ее на протяжении 40 лет, с 1956 по 1996 год. К сожалению, после распада Советского Союза, выпуск велосипедов на ГАЗ был свернут. И это несмотря на то, что завод выпускал изделия подобного толка с 1940 года.

«Турист» и «Спутник»

Харьковский велосипедный завод – настоящая легенда, среди любителей двухколесного транспорта Советского Союза. Сосчитать все модели этого предприятия будет весьма сложно. Завод был основан еще до прихода советской власти, в 1923 году и успешно работает по сей день. Модельный ряд «Турист» в свое время предназначался для разных категорий граждан. Сегодня же ХВЗ куда больше известен по моделям «Украина», «Junior» и «Tiger».

Многие из тех, кто прожил в СССР представительную часть жизни, должны вспомнить и вот такой отечественный спортивный «гражданский» велосипед. Собирали «Спутники» на ХВЗ с 1964 по 1968 год.

«Москва-80»

Велосипед – легенда, который был произведен в СССР в количестве всего 52 штук (что уже само по себе редкость, учитывая любовь Союза производить все в больших количествах). Разрабатывали и создавали данный велосипед специально для того, чтобы он принял участие в Олимпиаде. В последствии, именно на базе 80-ки в Харькове был создан спортивный велосипед для простых граждан под названием «Тахион».

В продолжение темы читайте о том, каким был первый в СССР дом на колесах — прицеп-дача «РАФ-04», созданный 60 лет назад в Риге.

Современные коляски

Некоторые из них представляют собой настоящее чудо техники.

Origami stroller от 4moms

Здесь масса сенсоров, фиксирующих температуру воздуха, скорость движения и т. д. Показатели отражаются на электронном табло. Аккумулятор автоматически заряжается во время движения, к нему можно подключать гаджеты. А ещё такая коляска складывается одним нажатием кнопки.

Skoda vRS Mega Man-Pram

Брутальная коляска, с которой охотно будет гулять любой папа. Она на гидравлической подвеске, имеются зеркала заднего вида и фары.

Orbit Baby System

Это уникальная система, позволяющая собрать из отдельных элементов именно такую коляску, которая требуется в данный момент. Это может быть люлька для грудничка, прогулочный блок для ребёнка постарше, автокресло на шасси.

Stokke Xplory

Внедорожник среди детских колясок, который позволяет совершать долгие прогулки по пересечённой местности. Можно управлять одной рукой, изделие очень лёгкое, а список прилагающихся аксессуаров впечатляет (зимний спальный мешок, плед, сумка, дождевик и т. д.).

Smartbe Stroller

Интеллектуальная коляска оснащена встроенным двигателем. Она может перемещаться самостоятельно, рядом с родителями, синхронизируясь с приложением на смартфоне. Скорость движения автоматически регулируется и подстраивается под владельца. Это позволяет, к примеру, делать пробежки в парке.

Сейчас выпускается множество самых разнообразных колясок. Каждый может выбрать подходящую вещь, учитывая потребности и финансовые возможности.

Revell Космический корабль Space Shuttle Atlantis

Сборная модель от компании Revell Космический корабль Space Shuttle Atlantis поможет каждому получить увлекательное занятие на долгое время: собирайте модель, получайте точную копию космической техники. Этот набор включает в себя 64 пластиковых элемента, из которых можно собрать достоверную уменьшенную копию одноимённого космического корабля. Это четвёртый из серии космических транспортных кораблей NASA. Строительство данного корабля началось в 1980 году, а через 5 лет он совершил свой первый полёт. Всего Atlantis совершил 33 вылета. Последний полёт был осуществлён 8 июля 2011 года. Сейчас шаттл находится в космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал. Длина собранной модели — 25,2 см, размах крыла — 16,7 см. Модель не раскрашена, для сборки необходим клей (краски и клей продаются отдельно).

ZOOB Astrotech Rover

Когда вы окажетесь в космосе, вам понадобится автомобиль, который может превратиться во что угодно! В космосе нет никого, чтобы позвать на помощь. Поэтому Rover превращается во всё, что может понадобиться космонавту.

Гелио с герметичной кабиной может собирать жеоды и образцы льда. Кабина открывается, внутри имеется удобное сиденье и панель управления.

Уникальный ровер Астротек Гелио от ZOOB позволяет построить модель, которая может поворачиваться, вращаться и совершать другие движения! Добавьте коготь, чтобы помочь Гелио собирать образцы, и лазеры, чтобы держать его в безопасности! Можно построить даже удобную спасательную капсулу, если она вдруг понадобится!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: