Мари-билямор

- -

Послевоенное время

В 1959 году колхоз «Дружба» был слит с колхозом «Правда». Объединенное хозяйство назвали «Правда», в 1973 году оно было реорганизовано в совхоз «Правда». Село Юмочка стало второй бригадой совхоза. В 1989 году Юмочкинскую восьмилетнюю школу перевели в деревню Крупино, в Юмочке осталась только начальная школа, которую закрыли в 1996 году.

В 2000 году в селе осталось 27 дворов, в 5 из них живут по 1 человеку, в 4 — по 2, в 4 — по 3. Всего жителей — 94, в том числе русских — 83, мари — 8, татар — 3. В селе 3 фермерских хозяйства, остальные имеют личные подсобные хозяйства. Имеются водопровод, медпункт, автобусное движение до поселка Мари-Турек.

Архив

АрхивВыберите месяц Июль 2023  (13) Июнь 2023  (41) Май 2023  (12) Апрель 2023  (25) Март 2023  (23) Февраль 2023  (32) Январь 2023  (15) Декабрь 2022  (21) Ноябрь 2022  (21) Октябрь 2022  (16) Сентябрь 2022  (16) Август 2022  (14) Июль 2022  (16) Июнь 2022  (32) Май 2022  (26) Апрель 2022  (48) Март 2022  (38) Февраль 2022  (27) Январь 2022  (22) Декабрь 2021  (24) Ноябрь 2021  (42) Октябрь 2021  (20) Август 2021  (7) Июль 2021  (31) Июнь 2021  (13) Май 2021  (10) Апрель 2021  (19) Март 2021  (13) Февраль 2021  (14) Январь 2021  (6) Декабрь 2020  (17) Ноябрь 2020  (15) Октябрь 2020  (25) Сентябрь 2020  (50) Август 2020  (9) Июль 2020  (21) Июнь 2020  (10) Май 2020  (12) Апрель 2020  (5) Март 2020  (5) Февраль 2020  (12) Январь 2020  (4) Декабрь 2019  (10) Ноябрь 2019  (10) Октябрь 2019  (9) Сентябрь 2019  (11) Август 2019  (2) Июль 2019  (14) Июнь 2019  (5) Май 2019  (32) Апрель 2019  (17) Март 2019  (3) Февраль 2019  (15) Январь 2019  (8) Декабрь 2018  (13) Ноябрь 2018  (7) Октябрь 2018  (8) Сентябрь 2018  (7) Август 2018  (4) Июль 2018  (19) Июнь 2018  (6) Май 2018  (4) Апрель 2018  (7) Март 2018  (2) Февраль 2018  (8) Январь 2018  (4) Декабрь 2017  (7) Ноябрь 2017  (4) Октябрь 2017  (6) Сентябрь 2017  (5) Август 2017  (2) Апрель 2017  (7) Март 2017  (1) Февраль 2017  (2) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (1) Март 2016  (1) Апрель 2015  (2) Март 2015  (6) Февраль 2015  (3) Январь 2015  (2) Декабрь 2014  (4) Ноябрь 2014  (7) Октябрь 2014  (4) Сентябрь 2014  (2) Май 2014  (2) Апрель 2014  (3) Март 2014  (5) Февраль 2014  (4) Январь 2014  (2) Декабрь 2013  (6) Ноябрь 2013  (5) Октябрь 2013  (2) Сентябрь 2013  (2) Май 2013  (1) Апрель 2013  (1) Март 2013  (2) Февраль 2013  (2) Январь 2013  (1) Декабрь 2012  (1) Март 2012  (2) Февраль 2012  (1)

История села Юмочка

В 1816 году в ней было 8 дворов, 32 мужчины, 39 женщин, в 1859 году — 22 двора, 86 мужчин, 117 женщин. В 1876 году была построена Александро-Невская церковь, и Юмочка стала селом. В это время в ней было 22 двора и 203 жителя, из них 86 мужчин, 117 женщин.

В 1898 году в селе была открыта частная школа грамоты. А с 1901 года в частных домах была организована церковно-приходская школа, первым учителем в которой был П.А. Щелчков. В 1904 году для школы удалось построить деревянное здание. В 1912 году школа была преобразована в одно-классное училище. Учительницей была К.А. Пономарева.

В 1905 году в селе насчитывалось 75 дворов, 236 мужчин, 248 женщин. Многие жители Юмочки участвовали в империалистической и гражданской войнах. В 1922 году в селе работала Юмочкинская бондарная артель.

В 1923 году было 86 дворов, проживали 506 человек, из них 243 мужчины и 263 женщины. К этому времени население села было русским. Продолжала действовать деревянная церковь с пятью колоколами. 9 октября 1925 года была проведена регистрация религиозного общества верующих. Учредителями исполнительного органа выступили СЕ. Заболотских, Р.Я. Кожевников, М.Н. Окулов, С.А. Лазерев, СМ. Нестеров, А.И. Коршунов. В 1925 году был организован Юмочкинский сельский совет в составе Мари-Турекского кантона.

На базе училища в селе была образована четырехлетняя русская школа первой ступени. В ней работали 2 учителя, учились 49 мальчиков и 18 девочек. При школе была ночлежка на 10 человек. Занимались в старом здании, в котором было 2 класса, объем здания — 396 кубометров.

В 1933 году в селе организован колхоз «1 Мая». К этому времени в нем числилось 520 жителей. В годы коллективизации несколько человек было раскулачено и подвергнуто репрессиям. В 1929 году в селе была открыта изба-читальня, которая вела работу на русском языке, общая площадь помещения составляла 24 кв. м. В 1938 году в ней было 215 книг, работало 6 кружков: политический, ПВХО, 2 драматических и 2 физкультурных. В 1940 году Юмочкинская изба-читальня обслуживала 8 колхозов (334 хозяйства), имела 380 книг, выписывала 4 газеты, 2 журнала. В Юмочкинской неполной средней школе в том году работали 5 учителей, было 167 учащихся, из них 61 пионер, площадь школы — 314 кв. м, имелось 6 классных комнат.

В 1940 году в селе было 95 дворов и 388 жителей. В колхозе имелось 58 коров, 70 свиней, 27 овец, 102 птицы, 38 пчелосемей, 69 лошадей, действовали мельница и кузница.

В годы Великой Отечественной войны были призваны на фронт более 90 уроженцев села, 60 из них погибли в боях. К 1944 году в колхозе резко уменьшилось количество КРС, пчелосемей, голов птицы. Имелись сельхозпостройки и инвентарь. Председателем колхоза была А.Ф. Сорокина. В 1944 году из колхоза «1 Мая» выделился колхоз «Восток». Однако 29 апреля 1950 года эти хозяйства были слиты в единый колхоз под названием «Дружба». В 1959 году в селе Юмочка насчитывалось 285 жителей.

Козьмодемьянск

Храм во имя Преображения
Господня в Козьмодемьянске — один из старейших старообрядческих храмов на
территории России. Он построен в 1823 году в бывшей Ямской слободе (ныне улица
Советская). До советских времен здесь существовала крепкая богатая община старообрядцев
— купцов и мещан.

Храм Преображения Господня в г. Козьмодемьянске

Построенный во времена
гонений храм изначально выглядел очень скромно и официально именовался моленной
или часовней. В 1833 г. крупный городской пожар нанес ему большой ущерб — вся
внутренняя отделка выгорела, сохранились только стены. Восстановить храм после
пожара в первозданном виде так и не удалось.

В разное время здесь служили иереи Никола Сазанов (?–1909 г.), Василий Фуренков, (1909–1930 гг.), Иаков Слепнёв (служение — октябрь 1930–1937 гг.). Согласно документам за 1924 год, найденным в церковных архивах, на исповеди у о. Василия бывали 320 человек из общин г. Козьмодемьянска, окрестных деревень Покровское, Троицкий посад, Красная Горка, Болониха, Мумариха, Поляны.

В середине 1930-х годов
храм был отобран у общины и разорен. Сначала здесь открыли комсомольский клуб.
В 1947 г. в здании расположился мальтозный цех, где изготавливали солодовый сахар.
В 1970-е гг. здесь был организован цех по металлоремонту, а в 1987 г. к алтарю
пристроили кирпичный сарай.

После всех исторических
перипетий в январе 1997 года была официально зарегистрирована Преображенская
старообрядческая община, ей передали в пользование то, что на тот момент
оставалось от прежнего старообрядческого храма — практически голые стены, едва
прикрытые изрядно обветшавшей крышей. Перед общиной стояла задача расчистить
завалы, восстановить утраченные конструкции, заново приобрести иконы, церковную
утварь, книги, облачения, воссоздать иконостас. Не имелось ни одной фотографии
храма, по которой можно было бы восстановить церковь в прежнем виде. Староверы
в своем стремлении возродить храм были едины, несмотря на все сложности.

Уроженец Козьмодемьянска, профессор, доктор технических наук, ученый в области космической фотосъемки, первый человек, которому удалось снять заднюю поверхность Луны, старообрядец Борис Николаевич Родионов своими деньгами и техническими знаниями внес большой вклад в возрождение церкви для верующих. На это богоугодное дело откликнулись и другие.

1 октября 2000 г. церковь была освящена, и начались службы. По определению Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, духовно окормлял общину Козьмодемьянска о. Александр Четвергов из Казани, будущий митрополит Андриан. Он же, будучи епископом Казанско-Вятским, поставил в июле 2003 года ко храму Преображения постоянного священника, и община обрела своего настоятеля о. Сергия Махнёва.

Йошкар-Ола

В столице Марийского края
старообрядческой общины не было ни до революции, ни в советское время.
Проживавшие здесь христиане ездили для духовного окормления в Казань, а для
общей молитвы собирались по домам. В 1995 году община получила государственную
регистрацию. Первым председателем была Анастасия Демьяновна Смышляева, внучка
известного в здешних местах протоиерея Мефодия Пинаева. Община ходатайствовала
перед городской администрацией о выделении места под храм.

В 1998 году митрополит Алимпий (Гусев) освятил на окраине города место под строительство храма. Однако достаточного количества средств для строительства каменного здания у общины не было. Деревянные же постройки в черте города возводить было нельзя, поэтому в 2004 году община начинает строительство деревянного храма в поселке Знаменском у городской черты.

Выделению здесь земельного участка способствовал Борис Михайлович Смоленцев, один из активных прихожан, который в то время работал председателем совхоза «Знаменский». Строительство шло активно благодаря меценатам из числа местных старообрядцев Николе Федоровичу Волжанину, Андрею Ивановичу Егошину и энтузиазму прихожан Владимира Заплатина, Николы Бастракова, Галины Бабушкиной и многих других. Анастасия Демьяновна со временем передала заботу о храме новому председателю — Евгению Геннадьевичу Пашкову.

В 2005 году на праздник Успения Пресвятыя Богородицы на земле общины в Йошкар-Оле совершен молебен по чину, бываемому на основание церкви. На молебен под открытым небом собралось около тридцати человек. Был положен первый венец сруба в основание будущего деревянного храма. Община быстро и дружно возвела стены, покрыла храм крышей. Пока привезенный сруб не был собран окончательно, возле храма по очереди шло круглосуточное дежурство.

Храм во имя иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» г. Йошкар-Олы

3 февраля 2007 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». На торжестве по освящении храма активная прихожанка Анастасия Демьяновна Смышляева отметила: «Наши родители, наши бабушки и деды мечтали об этом. Для того чтобы попасть в церковь, им приходилось преодолевать большие расстояния и трудности. Наконец-то мы дождались храма в нашем родном городе».

С 2003 по 2018 год
местную общину окормлял козьмодемьянский священник о. Сергий Махнёв. Отец
Сергий с большой любовью относился к древнерусской церковной архитектуре. При
его непосредственном участии за шесть лет на окраине города появился деревянный
церковный комплекс. Первоначальный проект церкви был подготовлен митрополитом
Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым). Владыка Андриан предлагал построить
одноглавую церковь с двускатными крышами. Позднее проект немного изменили. Церковь
получилась наподобие храмов Русского Севера, крытая деревянной кровлей, со
звонницей, с главками, крытыми осиновым лемехом, с деревянными крестами над
ними. Традиционно коньки крыши вершают шелома, или охлупни. Внутри храм
получился таким же по-старорусски светлым и гостеприимным: резной иконостас,
деревянные подсвечники, узорное деревянное паникадило.

В том же стиле
вырабатывался проект дома причта, который был заложен в 2010 году. В 2019 году
рядом с домом причта возведен дом для епископа. 6 ноября 2018 года епископ
Казанско-Вятский Евфимий рукоположил к йошкар-олинскому храму настоятеля — иерея
Василия Трифана.

Отец Василий Трифан

Сегодня церковь
продолжает благоукрашаться. Мало-помалу облагораживается территория при храме. Не
оставляют храм без внимания потомки тех прихожан, которые стояли у истоков
строительства церкви: семьи Волжаниных, Пашковых, Ильиных, Бастраковых. Община
принимает участие в общегородских мероприятиях. 15 марта 2018 года в
Православном музее была организована ознакомительная выставка «Русская
Православная Старообрядческая церковь в Марийском крае». Община не раз
принимала участие в республиканских концертах церковных хоров. В 2019 году при йошкар-олинском
храме впервые прошел пятидневный детский слет, собравший ребят из Марий Эл и
Кировской области.

Местные и их верования

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Общие сведения оселе Мари-Билямор

Ниже представлена карта со спутниковыми снимками, рельефом местности и кадастровым делением. В таблицах приведены некоторые сведения оселе Мари-Билямор, взятые из открытых источников, список кадастровых кварталов на данную территорию населенного пункта и прилегающую местность.

Географический объект

Параметр Значение
Номер в ГКГН 199922
Известные топонимы Пилямари, Пыламарий, Билямор, Верхний Билямор, Мари Билямор, Нижний Билямор
Год основания 1521
Район Мари-Турекский
Муниципальное образование Мари-Биляморское сельское поселение
Территория Земли населенных пунктов
Площадь, га 181,7
Население, чел 872
Почтовый индекс 425511

Кадастровое деление

Сведения об объектах недвижимости на территории «селоМари-Билямор» могут быть размещены в следующих кадастровых кварталах:

Участков 93 7
ОКС 53 9
Участков 36 11
ОКС 22 8
Участков 63 23
ОКС 21 5
Участков 27 3
ОКС 14
Участков 285 112
ОКС 58 11
Участков 12 12
ОКС
Участков 87 85
ОКС
Участков 3 3
ОКС
Участков 8 7
ОКС
Участков 114 112
ОКС

В таблице по объектам: первая цифра — общее количество, вторая — с границами. Для получения более подробной информации нажмите на номер кадастрового квартала.

Река Илеть

Posted Пнд, 15/08/2022 — 07:23

     Илеть — левый приток Волги. Протекает по Марийской Республике, заходя в среднем течении на границу Татарии. Река начинается в Мари-Турекском районе, течет на юго-запад и юг и впадает в Волгу в 9 км выше Волжска.

   Длина реки 220 км.

  Берега Илети преимущественно пологие. Средняя скорость течения около 3 км/ч, достигая местами 5-6 км/ч.

  Илеть — живописная река лесного Заволжья, несущая свои воды в песчаном русле среди хвойных, а в нижнем течении — лиственных лесов.

  Равнины в основном покрыты лесом. Древостой в них образуют не только таёжные деревья — сосна, ель, пихта, но и широко- лиственные — дуб, липа, клён, ясень, вяз, а также вездесущие — берёза и осина.

   Очень широко распространены сосновые леса — чистые или с примесью других древесных пород. В наземном покрове сосняков нередко встречаются ягодные кустарники — черника и брусника. Кроме зрелых сосновых лесов, в пойме много молодых искусственных насаждений. На месте вырубок и пожарищ восстанавливаются мелколиственные осиново-берёзовые леса. Участки широколиственного леса встречаются на высоких изрезанных оврагами берегах рек. В них произрастают дуб, клён, липа, вяз, черёмуха, бересклет.

  В низовьях Илети имеются каменистые перекаты. 

Священные рощи[править]

Нет фото Священная рощаАдрес: Арборка, к северо-востоку от деревни, на берегу р. АрборкаНомер объекта: 1230053000  /      Ссылки:  галереяОписание: 2 пол. XIX в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Китнемучаш , в 500 м к северуНомер объекта: 1230054000  /      Ссылки:  галереяОписание: 2 пол. XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Мари-Китня , в 1000 м к югуНомер объекта: 1230055000  /      Ссылки:  галереяОписание: 2 пол. XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Мари-Купта , в 500 м к северуНомер объекта: 1230056000  /      Ссылки:  галереяОписание: 1 пол. XVI — XVII вв. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Сабактур , к северо-востоку от деревниНомер объекта: 1230057000  /      Ссылки:  галереяОписание: 1 пол. XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Сардапочинок (Сардаяльского с/с), в 1000 м к югуНомер объекта: 1230058000  /      Ссылки:  галереяОписание: XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Сардаял , в 500 м к северуНомер объекта: 1230059000  /      Ссылки:  галереяОписание: XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Средняя Мосара (Хлебниковского сельсовета), в 300 м к востокуНомер объекта: 1230060000  /      Ссылки:  галереяОписание: XIX в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Токпаево , в 1000 м к югуНомер объекта: 1230061000  /      Ссылки:  галереяОписание: 1 пол. XVIII в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Тошкем , на околице деревниНомер объекта: 1230062000  /      Ссылки:  галереяОписание: XIX в. Памятник истории регионального значения.
Нет фото Священная рощаАдрес: Уржумноля , в 1500 м к востокуНомер объекта: 1230063000  /      Ссылки:  галереяОписание: 1 пол. XVIII в. Памятник истории регионального значения.

Погода в селе Мари-Билямор

Сейчас 21:08

+23.6Переменная облачностьОщущается: +24.7 °CОсадки: 0 ммДавление: 748 ммВлажность: 73%Ветер: 2.8 м/с, ЮЮВ

22:00

+23.3МалооблачноОщущается: +23.9 °CОсадки: 0 ммДавление: 748 ммВлажность: 71%Ветер: 3 м/с, Ю

23:00

+22.8МалооблачноОщущается: +23.2 °CОсадки: 0 ммДавление: 748 ммВлажность: 69%Ветер: 2.9 м/с, Ю

00:00

+22.2Переменная облачностьОщущается: +22.4 °CОсадки: 0 ммДавление: 748 ммВлажность: 72%Ветер: 3.1 м/с, Ю

  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Почасовой прогноз погоды в селе Мари-Билямор

28Июля, СегодняВосход: 03:32Закат: 20:03Долгота дня: 16ч 31мин03:46
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
21:00 +23.6 Переменная облачность +24.8 748 74 2.8 ЮЮВ
22:00 +23.3 Малооблачно +23.9 748 71 3.0 Ю
23:00 +22.8 Малооблачно +23.2 748 69 2.9 Ю
29Июля, СубботаВосход: 03:34Закат: 20:01Долгота дня: 16ч 27мин03:49
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
00:00 +22.2 Переменная облачность +22.4 748 72 3.1 Ю
01:00 +22.1 Переменная облачность +22.1 748 72 3.4 ЮЮВ
02:00 +22.1 Облачно +22.3 748 74 3.3 ЮЮВ
03:00 +21.7 Переменная облачность +21.9 748 75 3.3 ЮЮВ
04:00 +21.4 Малооблачно +21.6 748 76 3.2 ЮЮВ
05:00 +22.1 Переменная облачность +22.2 748 74 3.5 ЮЮВ
06:00 +23.4 Переменная облачность +23.7 1 748 72 3.7 ЮЮВ
07:00 +25.0 Переменная облачность +26.0 1 748 69 3.3 ЮВ
08:00 +26.7 Переменная облачность +27.7 3 748 64 3.6 ЮВ
09:00 +28.3 Малооблачно +29.0 4 748 59 4.1 ЮВ
10:00 +29.7 Ясно +30.0 5 748 53 4.5 ЮЮВ
11:00 +30.5 Малооблачно +30.1 6 748 48 4.8 ЮЮВ
12:00 +30.9 Слабый дождь +30.4 6 0.5 747 46 4.8 ЮЮВ
13:00 +29.7 Переменная облачность +28.8 5 748 49 5.4 ЮВ
14:00 +29.7 Слабый дождь +28.4 4 0.6 747 49 5.8 ЮВ
15:00 +28.4 Переменная облачность +26.9 3 747 54 6.4 ЮЮВ
16:00 +28.6 Малооблачно +28.0 2 747 53 5.1 ЮЮВ
17:00 +28.4 Переменная облачность +28.4 1 747 54 4.3 ЮЮВ
18:00 +27.6 Малооблачно +29.2 747 61 2.8 ЮВ
19:00 +26.1 Ясно +27.8 747 67 2.8 В
20:00 +24.8 Ясно +25.5 746 68 3.5 ВЮВ
21:00 +24.9 Дождь +24.0 1.0 747 62 4.8 ЮВ
22:00 +21.6 Слабый дождь +20.5 0.3 748 80 5.7 ЮЮВ
23:00 +21.0 Ясно +22.0 746 86 3.1 В
30Июля, ВоскресеньеВосход: 03:36Закат: 19:59Долгота дня: 16ч 23мин03:53
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
00:00 +20.4 Переменная облачность +21.1 746 88 3.5 В
01:00 +20.9 Облачно +20.6 746 83 4.6 В
02:00 +21.3 Малооблачно +20.3 746 79 5.3 ВЮВ
03:00 +21.1 Переменная облачность +19.7 745 77 5.4 ВЮВ
04:00 +20.8 Малооблачно +18.9 745 74 5.7 ВЮВ
05:00 +21.1 Переменная облачность +19.1 745 72 5.8 ВЮВ
06:00 +22.1 Облачно +20.6 1 745 71 5.4 ВЮВ
07:00 +23.5 Переменная облачность +22.9 1 745 69 4.7 ВЮВ
08:00 +25.1 Облачно +24.6 2 745 64 4.8 ВЮВ
09:00 +26.3 Переменная облачность +25.6 4 745 60 5.0 ВЮВ
10:00 +27.7 Переменная облачность +27.1 5 744 55 4.9 ВЮВ
11:00 +29.2 Переменная облачность +28.5 5 744 50 5.0 ВЮВ
12:00 +30.1 Переменная облачность +29.3 6 744 47 5.1 ВЮВ
13:00 +30.8 Дождь +29.7 5 1.2 743 44 5.2 ВЮВ
14:00 +28.8 Облачно +27.4 4 744 49 5.6 ЮВ
15:00 +28.6 Переменная облачность +27.5 3 743 50 5.2 ВЮВ
16:00 +28.8 Переменная облачность +27.6 2 743 50 5.5 ВЮВ
17:00 +28.4 Переменная облачность +27.2 1 743 52 5.6 В
18:00 +27.9 Дождь +26.4 7.9 743 51 5.5 ВЮВ
19:00 +20.1 Облачно +18.8 745 89 6.2 ЗЮЗ
20:00 +20.3 Переменная облачность +22.2 744 91 1.9 ЮВ
21:00 +20.0 Переменная облачность +21.5 744 93 2.6 ВЮВ
22:00 +20.1 Малооблачно +21.5 743 90 2.4 ВЮВ
23:00 +19.8 Переменная облачность +20.9 744 91 2.7 ЮВ
31Июля, ПонедельникВосход: 03:38Закат: 19:57Долгота дня: 16ч 19мин03:56
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
00:00 +20.3 Облачно +21.7 744 88 2.3 ВЮВ
01:00 +19.7 Облачно +21.2 744 91 2.1 ЮВ
02:00 +19.6 Изморось +21.0 0.2 744 90 2.1 ВЮВ
03:00 +18.8 Слабый дождь +19.1 0.7 744 92 3.3 ЮВ
04:00 +18.6 Дождь +18.9 4.1 744 92 3.3 ВЮВ
05:00 +18.5 Дождь +18.8 8.7 744 93 3.3 ВСВ
06:00 +19.3 Дождь +19.3 1 2.2 744 93 4.3 В
07:00 +20.0 Облачно +19.5 1 744 92 5.3 В
08:00 +20.8 Переменная облачность +21.8 3 744 90 3.4 В
  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Республика Марий Эл, Россия

  • Йошкар-Ола
  • Волжск
  • Козьмодемьянск
  • Медведево
  • Звенигово
  • Советский
  • Морки
  • Сернур
  • Семеновка
  • Красногорский
  • Оршанка
  • Новый Торъял
  • Параньга
  • Мари-Турек
  • Куженер
  • Приволжский
  • Краснооктябрьский
  • Килемары
  • Юрино
  • Суслонгер

О прогнозе

На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в селе Мари-Билямор на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.

Советское время

После Октябрьской революции Черемисский Билямор стал волостным центром в Уржумском уезде. В июне 1918 года в селе была организована мобилизация лошадей для отправки в Красную Армию. На общем собрании Биляморского волостного совета крестьянских депутатов от 21 июня 1918 года было решено взять лошадей у А.А. Луковникова, И.А. Копанева, В.Ф. Шабалина, А.Т. Белобородова, И.Е. Чиркова, В.В. Виноградова, СИ. Стрельникова, М.Ф. Ершова, имеющих по 2-4 лошади. 7 сентября в Биляморе впервые в уезде был проведен День советской пропаганды. В марте 1919 года по решению собрания Биляморского волисполко-ма было образовано 29 сельских советов. В 1919 году в селе Черемисский Билямор было 160 дворов, числилось 800 жителей, а в 1923 году в селе, которое уже называлось Мари-Билямор, осталось всего 474 человека. Таковы последствия голодного 1921 года. В 1922 году в селе была создана сельхозартель «Звезда».

В 1930 году в верхней части села Мари-Билямор был организован колхоз «ЗИФ». В 1931 году создан колхоз «Иыланда», куда вошли улицы Луговая, Набережная и часть улицы Советской. В это же время в нижней части села был создан еще один колхоз — имени Молотова. В 1950 году эти хозяйства объединились в колхоз «Красный партизан», который в 1959 году вошел в состав укрупненного колхоза «Россия». После разукрупнения колхоза «Россия» село Мари-Билямор включили в состав сельхозартели «Путь Ленина».

https://youtube.com/watch?v=YmytvvOPZV0%3F

1 января 1949 года была создана Мари-Биляморская машинно-тракторная станция. Механизаторы МТС проводили большую работу по обработке колхозных земель Мари-Турекского района. В апреле 1958 года станция была ликвидирована. В 1967 году в Мари-Биляморе создана машинно-мелиоративная станция, которая, кроме мелиорации земель, занималась созданием орошаемых долголетних культурных пастбищ. ПМК-3  построила 10 плотин с общим объемом воды в них более 8 миллионов кубометров, ДКП, 60 квартир, детский сад.

С 1975 по 1992 год в колхозе построены 15 км внутрихозяйственных дорог, плотина в Меркушах, здание средней школы, фермы, теплый гараж и мастерская для ремонта сельхозмашин, агрегат по приготовлению витаминно-травяной муки и зерносушильное хозяйство, столовая, благоустроенный 27-квартирный дом и 47 домов приусадебного типа, организован на 40 рабочих мест цех по пошиву дубленок, меховых и трикотажных изделий, переработке шерсти. По данным всесоюзных переписей населения, в селе Мари-Билямор в 1959 году проживали 972 человека, в 1970 году — 1015 человек, в 1979 году — 1135 человек. В 1984 году в селе был проложен водопровод. В 1985 году построено новое здание школы. В 1999 году сгорело здание дома культуры. На 1 января 2000 года в селе числилось 324 двора, 1062 жителя.

В. Столбов. Из истории марийского народа

Заметки краеведа

Живший в VI веке нашей эры готский историк Иордан упоминает о существовании народа «меря». Упоминание о мере имеется и в начальной русской летописи, которая даже точно указывает места пребывания мери – в районе озер Неро и Плещеево (Ярославская область). В первой новгородской летописи за 860 г. повествуется: «и въсташа словене и кривичи и мери и чудь и варягы и изгнаша их за море». Позднее дружинники из мери принимали участие в морских походах киевских князей на Константинополь.

В поздних письменных источниках упоминаются «мерские станы» в глухих окраинах бывшей Костромской губернии.

Созвучие имен летописной мери и современных мари наводило ученых на мысль об их родстве или даже тождестве. Так, знаменитый финский ученый М. Кастрен полагал, что «меря» – просто славянское видоизменение «мари», что означает «люди».

В то же время в «Повести временных лет» и в других письменных источниках Х-ХI вв. мари упоминается под именем черемис («цармис»). Интересно отметить, что летописец не смешивал в языковом отношении мерю с черемисами, что, очевидно, имело какие-то реальные основания.

К сожалению, как считает советский ученый В. А. Серебренников, «проблема языковой принадлежности летописной мери до сих пор остается загадкой, которая вряд ли когда-либо будет разрешена».

С Х-ХI вв. среди марийцев происходит интенсивное разложение родового строя и зарождение феодальных отношений. (Так, вятские мари сохранили предание о своих князьях, столицей которых был Уржум). Родовая знать устанавливает контакт с феодалами Волжской Булгарии, затем Казанского ханства. Взаимоотношения же с Золотой Ордой имели характер отношений между завоевателями и покоренными.

Именно в это время начинает проявляться различие между горными и луговыми, вернее, между юго-западными и северо-восточными племенами. Первые ближе находились к русскому феодализму и к мордве, которая в это время была уже под сильным влиянием русской культуры. (Интересно упоминание о черемисах в «Слове о погибели Русской земли» – памятнике XIII в., – которые платили дань медом Владимиру Мономаху).

Северо-восточные же племена входят в орбиту тюрских государств. Здесь и феодалы часто являлись выходцами из татар.

После взятия Казани в 1552 году марийцы присягнули русскому царю Ивану Грозному (в народном летоисчислении «Иван кугыжа годым» – во времена Ивана Грозного), но часто восставали против русских. Так, в 1553 году для их усмирения был послан князь Андрей Курбский, который в своих сообщениях впервые упоминает Уржум, до которого доходили его отряды.

Курбский пишет о многочисленности марийского народа: «бо тот черемисский язык не мал есть и… обирается их, глаголют, вящей (более) двадесять тысячей войска».

В XVII веке основная масса марийцев была расселена в Царевококшайском, Царевосанчурском, Кокшайском, Яранском, Казанском и Уржумском уездах. Уржумский уезд входил тогда в состав Понизового края, центром которого была Казань. Уезд делился на так называемые «дороги». («Даруга» – слово монгольское, что означает «управитель». Как справедливо считал Д. А. Корсаков, даруга «при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, то есть путем, который вел от Казани в тот или иной округ»).

Уезды и дороги делились на волости, которые во времена Казанского ханства были известны под названием «улусы». Царская администрация сохранила и использовала традиционные формы внутреннего управления, существовавшие у марийцев до их присоединения к Русскому государству. (Под 1553-1555 гг. летописцы упоминают в числе других марийскую волость Мазары).

Марийцы Уржумского уезда в XVII веке проживали в следующих волостях: Малмыжская дорога – Билямори, Большие Ноли, Рой, Рошку, Сабинская (Сабы), Шурма; Кукарская дорога; Байса, Чам; Казанская дорога: Вичмори, Малый Билямор.

Кировская искра. – 1979. – 27 февр. (№ 25). – С. 4.

 645 total views,  1 views today

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: