Основание города Верещагино
События конца 19 века изменили жизнь Пермского края. Главным из них стало строительство железной дороги.
По первоначальному проекту была предусмотрена трасса состоящая из девяти дистанций: Пермь – Шабуничи –Нытва – Очёр – Кленовка – Дебесы – Балезино – Глазов – Вятка – Котлас. Управление второй дистанции планировалось расположить в Очёре, где намечалось построить крупную станцию, а в районе местной больницы – вокзал и депо. В составе руководителей строительства второй дистанции были: её начальник – инженер А.Р. Плетцер, инженер – технолог И.Ф.Разманит, инженер А.В. Стулапов, техники Л.М. Николаенко, Е.В. Пешек и П.П. Есаулов.
На строительстве дороги, которое началось в году, было занято огромное количество пришлых рабочих. По договору с подрядчиком они ехали из деревень Вятской, Пермской, Казанской и Калужской губерний. Это были крестьяне – отходники из бедняков, т.е. те, которые не занимались хлебопашеством. Соблазнившись, по их мнению, «хорошей ценой», они ехали на земляные работы, заготовку шпал и другие работы.
В районе стройки новой станции находилась безлесная болотистая возвышенность между соседствующими деревнями Верхнее и Нижнее Губаново. Чуть в стороне была третья деревня – Сергеевка. Рабочие называли эту возвышенность Лысая Гора.
Строители располагались здесь «цыганским табором», приехав на своих лошадях, с семьями и домашним скарбом. Спали на телегах или под ними. Днём мужчины копали землю, женщины отвозили её на указанное место, варили пищу, подростки нянчились с грудными детьми. Жизнь, работа и условия труда были почти каторжными, а оплата – ничтожная. Однако неурожаи 90-х годов и голод в деревнях удерживали здесь крестьян.
Строительство было завершено уже через четыре года после его начала, и первый проезд через станцию Очёрская проследовал 1 января года. Через месяц с небольшим, 8 февраля, был открыт для сквозного движения и Камский железнодорожный мост. Пермь – Котласская железная дорога была подсоединена к ранее построенной линии Пермь – Тюмень, проходящей от Перми до Екатеринбурга по Горнозаводской ветке. Таким образом, Сибирь получила ещё один выход в центральные губернии России.
Однако новая дорога оказалась технически несовершенной, несмотря на большое количество насыпей и выемок. Уже вскоре после сдачи её в эксплуатацию пришлось начать переустройство некоторых наиболее сложных участков.
Железная дорога стала местом работы многих местных жителей и местом посвящения приезжих инженеров. Местный музей хранит экспонаты, отражающие дух того времени, причем действующие. Это телефонный, телеграфный, буквопечатный аппараты, локомотивный скоростеметр, звуковой аппарат Морзе, сигнальные фонарики, железнодорожные светофары. Все они были подарены музею почетным гражданином города Верещагино Н.Н.Прозоровым.
О чувствах и эмоциях
Привет, мой друг!
В своём блоге я буду рассказывать о двух забытых деревнях Кизнерского района Удмуртской республики – Чулья и Кузнерка.
Однако сначала я всё-таки хочу поделиться теми чувствами и эмоциями, которые я испытала при знакомстве с ними.
В начале нашего маленького путешествия я была полна энергии, сил и мужества! Но уже в самом начале появились трудности.
Когда мы искали первую деревушку (Чулья) я поняла, что совершенно не ориентируюсь в картах! Плутали мы около часа, прежде чем найти деревню. В общем, штурман из меня оказался никакой.
Вторая моя трудность – экипировка. Ну кто же ездит по заброшенным деревням в майке и коротких шортиках!? В плане одежды, как Вы поняли, я тоже потерпела фиаско. Я вся была искусана мошкарой, а снимки деревни Чулья мы теперь можем наблюдать только благодаря моему мужчине, который бегал по полям в гуще насекомых, спасая мой диплом! Стоит отметить, что в тот день было очень жарко. Но все эти неприятности были забыты, когда мы проезжали село Короленко… Красота неземная!
И третья, моральная трудность – добраться до деревни, выйти из машины и крикнуть «Есть тут кто-нибудь!?», а в ответ услышать тишину…В деревне Кузнерка произошло именно так: она сравнительно недавно опустела и еще числится как существующий населенный пункт. Там стоят дома, которые еще похожи на жилые, есть линии электропередач, и до сих пор висит указатель!
Некое состояние страха, одиночества преследовало меня еще долго после этих поездок. Никак не укладывалось в голове, что в эти деревни уже никто не вернётся… А холодной зимой в окнах домов никогда больше не зажжётся свет.
Кузнерка
Привет, друзья! Сегодня я начинаю свой рассказ о второй заброшенной деревне – Кузнерке.
Об этой деревне у меня совсем не было никакой информации: я даже не знала, действительно ли там никто не живет. Добрались туда мы без приключений, потому что при въезде в деревню стоить указатель.
Ни с кем из бывших жителей деревни мне встретится не удалось. В местной библиотеке я просматривала подшивку районной газеты «Новая жизнь» и обнаружила материал о Кузнерке. Этот материал от 26 января 1989 года и в нём уже говорится о том, что деревня редеет и эту проблему нужно как-то решать!
Но, к сожалению, проблему никто не решил и деревня опустела. В местной библиотеке мы также нашли и письмо от одной из бывших жительниц деревни Кузнерка. Т. Зюзь очень нежно и трепетно рассказывает о своей родине. http://nov-zhizn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2431:2014-09-10-10-58-26&catid=64:2012-05-31-10-25-17&Itemid=78
Деревня и правда кажется живой: есть дома, ЛЭП, указатель. Однако, как я уже писала ранее, Кузнерка молчит… Поездка в эту деревушку далась мне не просто. Я действительно испугалась: испугалась тишины, тоски и одиночества.
Я не смогла зайти ни в один дом. И причина не в том, что двери заперты и открыть их нельзя. Нет. Далеко не в этом. Я поняла, что каждый дом имеет свою силу и энергетику. Мне неизвестно, с какими словами, мыслями, чувствами покидали люди свои дома. Мне не хотелось нарушать покой этих домов. У них есть свои хозяева…
В Кузнерке мы нашли много предметов быта: корыта, удочки, бочки и т.д. Но об этом я бы хотела рассказать в следующий раз. Многие вещи я сама видела впервые, и мне пришлось долго выяснять, для чего были предназначены эти предметы. Поэтому поделюсь этой информацией и с Вами, но чуточку позже!))
Яма прячется в лесу
Путь к чудской яме непростой: через поля, лесочки и заброшенные деревни ведёт ухабистая дорога. Туда на легковушке не доехать. Да и не просто эту яму найти. Она находится на вершине большого холма, где ещё лет 20 назад было чистое поле, а сейчас молодой густой лес. Благо мои проводники хорошо знают эти места. Краевед из Кукет Фаина Ильинична Жданова давно занимается исследованием этих мест, водила школьников до ямы в походы, а Владимир Азанов вырос в деревне Кунгур, откуда до ямы напрямик всего полтора километра. Он хорошо помнит, как старожилы запрещали детям приближаться к яме. Когда впервые решился в неё спуститься, было жутко, коленки тряслись…
Мне казалось, что мы едем по каким-то глухим лесам, а мои провожатые помнят названия каждого поля и рощи (да, раньше каждое место около деревни – возвышенность, лог, поле, рощи, рёлки – имело своё, народное имя). Мы уже на территории Очёрского района, но местные всегда считали яму своей, ведь к нам она ближе.
Хоть чудская яма и достопримечательность, никаких указателей и табличек возле неё нет. Мы оставили машину на лесной дороге и пошли сквозь деревья. Метров десять, и вот она самая яма. Трудно на глаз определить точные её размеры, но, по некоторым сведениям, они примерно такие: глубина около пяти метров, длина – 15, ширина – 20. По склонам ямы – густой бурьян, в углу растут ель и берёзы.
Говорили, что чуди ходили по воду на Малую Россоху через Голубёвскую рёлку в деревню Сосновка. Старожилы утверждали, что там, где они ходили с водой, посевы лучше, в лесу – грибов больше.
Учащиеся Кукетской школы в походе на чудскую яму и в деревню Кунгур. Начало 2000-х. На снимке видно, что 20 лет назад яма была почти в чистом поле. Сейчас же под своё крыло её спрятал густой лес. Фото из архива Ф.И. Ждановой
В административном подчинении находятся:
Поселения:
- Поселение Ленино
- Поселение Верх-Лысьва
- Поселение Зюкайка
- Поселение Бородулино
- Поселение Субботники
- Поселение Кукетский
Деревни:
- Деревня Бородули
- Деревня Комары
- Деревня Кривчана
- Деревня Кукеты
- Деревня Нижнее Галино
- Деревня Соколово
- Деревня Ведерники
- Деревня Гулеево
- Деревня Ключи (Кукет с/с)
- Деревня Кожевники
- Деревня Крутики
- Деревня Кунгур
- Деревня Москвята
- Деревня Соболята
- Деревня Сороки
- Деревня Бараново
- Деревня Евсино
- Деревня Еловики
- Деревня Каменка
- Деревня Кирпичики
- Деревня Кормухино
- Деревня Кочни
- Деревня Кудрино
- Деревня Нежданово
- Деревня Пинаевка
- Деревня Сарапулка
- Деревня Бросово
- Деревня Калиничи
- Деревня Катаево
- Деревня Ключи
- Деревня Кузнецово
- Деревня Лазарево
- Деревня Леушканово
- Деревня Лукино
- Деревня Минино
- Деревня Пьянково
- Деревня Сидорята
- Деревня Фарафоны
- Деревня Федулята
- Деревня Федяшино
- Деревня Черепаново
- Деревня Шаврино
- Деревня Валуги
- Деревня Габовка
- Деревня Ефимково
- Деревня Жигали
- Деревня Никишата
- Деревня Нифонята
- Деревня Савенки
- Деревня Сергеевка
- Деревня Шестиперы
- Деревня Андрияново
- Деревня Артошичи
- Деревня Андронята
- Деревня Березники
- Деревня Васенки
- Деревня Верхнее Мальцево
- Деревня Енино
- Деревня Ивашково
- Деревня Климята
- Деревня Мальковка
- Деревня Моши
- Деревня Мухино
- Деревня Надречино
- Деревня Селичи
- Деревня Сергино
- Деревня Ситниково
- Деревня Сысята
- Деревня Терешата
- Деревня Угоры
- Деревня Шатрово
- Деревня Шипичата
- Деревня Шулаи
- Деревня Якимята
- Деревня Борщовцы
- Деревня Зайцы
- Деревня Логиново
- Деревня Рябины
- Деревня Симонята
- Деревня Хомяки
- Деревня Агеево
- Деревня Андроновка
- Деревня Артемьево
- Деревня Бекени
- Деревня Волеги
- Деревня Гилево
- Деревня Денисовка
- Деревня Заполье
- Деревня Нижние Гаревские
- Деревня Полюдово
- Деревня Поносова
- Деревня Посад
- Деревня Савино
- Деревня Силино
- Деревня Бузынята
- Деревня Горошницы
- Деревня Гудыри
- Деревня Каранята
- Деревня Орлы
- Деревня Ощепково
- Деревня Свищи
- Деревня Стрижи
- Деревня Толковята
- Деревня Тюриково
- Деревня Чащино
- Деревня Шалыгоно
- Деревня Аникино
- Деревня Гаревка
- Деревня Егоршата
- Деревня Кононово
- Деревня Панюши
- Деревня Первомайка
- Деревня Сергино
- Деревня Старый Посад
- Деревня Гаврюхино
- Деревня Дурово
- Деревня Заболотное
- Деревня Кузьминка
- Деревня Салтыково
- Деревня Сарачи
- Деревня Семибратово
- Деревня Сивково
- Деревня Баранники
- Деревня Веденичи
- Деревня Верхние Шабуры
- Деревня Веселково
- Деревня Захары
- Деревня Карагайцы
- Деревня Коротаево
- Деревня Купцы
- Деревня Лучники
- Деревня Митрофаново
- Деревня Нижние Шабуры
- Деревня Овчинники
- Деревня Плотнята
- Деревня Поспелово
- Деревня Углево
- Деревня Ужегова
- Деревня Шубничата
- Деревня Алешата
- Деревня Беляевка
- Деревня Елохи
- Деревня Ерши
- Деревня Ефимовка
- Деревня Зарич
- Деревня Карагайцы (комаров)
- Деревня Кукушки
- Деревня Левино
- Деревня Мальги
- Деревня Никитята
- Деревня Потаповка
- Деревня Рапы
- Деревня Реуны
- Деревня Толпыши
- Деревня Усть-Сепыч
- Деревня Хрены
- Деревня Черномясово
- Деревня Верхняя Ознобиха
- Деревня Демино
- Деревня Денисята
- Деревня Егорово
- Деревня Заполье (Кривч с/с)
- Деревня Макулы
- Деревня Марчата
- Деревня Мишино
- Деревня Носята
- Деревня Павличата
- Деревня Паклино
- Деревня Прохорята
- Деревня Сидоры
- Деревня Спирята
- Деревня Сташата
- Деревня Степанята
- Деревня Трошата
- Деревня Трошино
- Деревня Федосята
- Деревня Фошино
- Деревня Черствые
- Деревня Шамары
- Деревня Шатры
- Деревня Якунечки
- Деревня Ганичи
- Деревня Верхние Гаревские
- Деревня Федулино
- Деревня Горынцы
- Деревня Пелени
- Деревня Сенькино
- Деревня Захарята
- Деревня Мосино
- Деревня Пальмино
- Деревня Щетины
- Деревня Аксены
- Деревня Мартелы
- Деревня Нижнее Мальцево
- Деревня Старая Мельница
- Деревня Верхние Хомяки
- Деревня Нижние Хомяки
- Деревня Федосеевка
Населенные пункты:
- Населенный пункт Казарма 1308
- Населенный пункт Казарма 1283 км
- Населенный пункт Казарма 1291 км
- Населенный пункт Казарма 1292 км
- Населенный пункт Казарма 1293 км
- Населенный пункт Казарма 1303 км
- Населенный пункт Казарма 1309
- Населенный пункт Казарма 1312
Водные ресурсы
Велико и разнообразно для края значение водоемов. Реки и пруды украшают природу, являются прекрасным местом отдыха людей летом и зимой. Главная река на территории Пермского края – Кама, левый и самый большой приток реки Волги, которая впадает в Каспийское море. Все реки района равнинные и незначительно многоводны. Они спокойно несут свои воды в Каму справа, в отличие от горных рек, которые впадают в нее слева.
Реки Верещагинского района, как и Кама, имеют небольшие средние уклоны: в верховьях 6 — 7 сантиметров на 1 километр, в низовьях – несколько меньше. Главными из них являются Лысьва (длина 77 км), ее приток Сепыч (55 км) и Нытва (67 км), берущая начало у южной окраины города.
Северной границы района касается река Обва. Длина ее 247 км, и она – источник питьевого водоснабжения и сельскохозяйственного производства соседних районов – Сивинского и Карагайского.
Вторая по величине река района, Сепыч, имеет притоки: Малый Сепыч, Ларионовка, Пурга, Кулижановка, Барановка и другие.
Верещагинский район не имеет на своей территории естественных озер.
История
По данным археологических исследований заселение Прикамья людьми началось примерно 75 тысяч лет назад. Первые его жители — древние предки нынешних коми-пермяков и удмуртов расселились в северной части территорий теперешней Пермской области, а лесистый бассейн нашей Лысьвы ещё длительное время оставался безлюдным.
По результатам первой подробной переписи всех населенных пунктов, проведенной в Прикамье в 1579 году на территории нынешнего Верещагинского раона переписчиками не было указано ни одного, сколько-нибудь значительного, населенного пункта. Главная волна населения накатилась после года. Она была связана с расколом русской православной церкви и жестоким преследованием сторонников старой веры.
В 1701 году Петр I, в дополнение к уже имеющимся, пожаловал баронам Строгановым, обширные земельные пространства по рекам Обве, Иньве, Косе. Тогда территория будущего Верещагинского района и попала окончательно в состав Строгановской вотчины. В 1759 году Строгановы заложили в урочище реки Очер железоделательный, а в 1819-м – листокатальный Павловский заводы.
К заводам оказались приписанными огромные лесные массивы (лесные дачи), где крепостные крестьяне заготавливали древесный уголь для металлургический кричных печей, а также варили смолу и дёготь.
Часть территории будущего Верещагинского района также входила в состав лесной дачи. Строготовы стремились к всемерному увеличению своих богатств, и на реке Лысьве началось строительство плотин для мукомольных мельниц. С постройкой мельниц закладывались новые деревни. Так возникла деревня Новый Посад (в старину поселения часто называли посадами), а деревню Лысьвенка, что стояла выше по течению реки, назвали Старым Посадом, и под этим наименованием она известна нам сейчас. В конце XVIII века в Новом Посаде была построена большая кирпичная православная церковь. После чего деревня получила статус села и новое наименование — Вознесенское.
Село Вознесенское до года было центром одноименной и большой волости Оханского уезда Пермской губернии. В состав Вознесенской волости в дальнейшем входила Губановская земельная община, впоследствии ставшая территорией города Верещагино. Соседями Вознесенского волости были Сепычевская, Путинская и Старо-Путинская (Денисовская) волости.
В результате Земской реформы года были созданы губернские и уездные земские собрания и соответствующие им земские управы, ставшие органами местного самоуправления. Таким образом, появление в наше время Земского собрания района – возврат к хорошо забытому старому способу решения местных проблем.
Пермском крае
Школа №1 в г.Верещагино
В году Министерство путей сообщения приняло решение о строительстве Пермь-Котласской железной дороги.
По первоначальному проекту прохождение трассы планировалось через Очер, где намечалось построить крупную станцию, вокзал и депо. Однако бюрократическая администрация Очерского завода не проявила заинтересованности в железной дороге. Их нежелание отдать земли графа Строганова под дорогу привело к тому, что магистраль от Перми после станции Шабуничи была направлена на север и пошла по «казенным землям».
В году здесь было построено деревянное одноэтажное здание вокзала, и эту дату принято считать временем основания будущего города Верещагино. В 1902 году было закончено четырехлетнее строительство типового по тому времени паровозного депо (сейчас завод по ремонту путевых машин самое крупное по численности работающих предприятие района).
(Текст подготовлен по книге «Дела и люди земли Верещагинской. Книга о современниках» / отв. за вып. Т.И. Пестова. Верещагино, 2004. 49 с.: ил. В книге использованы материалы местного краеведа В.Г. Мельчакова, Почетного гражданина г. Верещагино)
Развлечения
В городе есть кинотеатр, большой парк, несколько кафе, каток, проводятся различные мероприятия городского масштаба. Не сказать, что выбор огромен, но в радиусе 150 километрах есть все: оздоровительный центр, торговый центр (с мировыми брендами), загородный комплекс, базы отдыха, горнолыжные комплексы. Получаются небольшие туры выходного дня, поехал в торговый центр поел в Маке, купил одежду в Gloria Jeans или H&M, развеялся, сменил обстановку. Можно провести выходной активно в Воткинских термах — 240 рублей/час (цена в выходные) или покататься на лыжах 125 рублей/час (МБУДО «ДЮСШ» г. Верещагино). Если выбирать такой образ жизни — необходима машина.
Полезные ископаемые
В 1964 году было открыто Верещагинское месторождение нефти в районе деревни Беляевка. По оценкам специалистов верещагинская нефть качественная, из нее можно производить все марки бензина, битум и другие продукты перегонки. Верещагинская земля еще не до конца раскрыла тайны своих ископаемых богатств.
В настоящее время продолжаются поиски месторождений строительных и керамических материалов для нужд местной промышленности, для строительства автомобильных дорог.
К числу природных богатств края относится и торф низинных болот, который справедливо называют «второй целиной». Только в пойме реки Лысьвы таких участков насчитывается более десяти.
При соответствующих мелиоративных работ их можно превратить в сельскохозяйственные земли или использовать для добычи торфа.
Подсчитано, что только на Постниковском болоте разработку торфа можно вести на площади в 154 гектара. Запас его составляет здесь примерно 2 миллиона 900 тысяч кубометров. Специалисты считают, что 1 млн. 900 тыс. кубометров торфа может дать Лиханшерское болото, 1 млн. кубометров – Вознесенское.
Верещагинская земля хранит в своих кладах еще немало богатств и могла бы послужить для дальнейшего поиска нефти, строительных и керамических глин, различных типов известняков и других запасов недр.
Климат
Климат Верещагинского района умеренно-континентальный, благоприятный для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Зима здесь обычно снежная, продолжительная; лето короткое, умеренно-теплое. Средняя годовая температура воздуха около +1,3C*. При этом средняя температура июля, как самого теплого месяца в году +17,7C*, а января, как наиболее холодного, -15,6C*.
Ветры на территории района большей частью южные, юго-западные. Наибольшее количество осадков приходится на июль – август, наименьшее – на февраль – март. В августе – сентябре часто бывают туманы. Устойчивый снежный покров в районе появляется в конце октября – начале ноября, как правило, после наступления морозов. Территория Верещагинского района расположена в зоне грозовой активности, где грозы возможны не только летом, но и зимой. В целом же климат территории Верещагинского района позволяет успешно развивать различные отрасли сельского хозяйства, в том числе и садоводство. Благоприятен климат и для лесного хозяйства.
Экономика
Потенциал социально-экономического развития города Верещагино достаточен для выполнения им функции организующего центра Верещагинского и близлежащих к нему районов, располагая для этого удобным транспортно-географическим положением и другими необходимыми составными факторами и условиями (новые формы собственности и хозяйствования, содействие предпринимательству, демографический, интеллектуальный потенциал и т. п.). Состав и структура хозяйственного комплекса Верещагино тесно связаны с функциями города как крупного транспортного узла, межрайонного центра запада Пермского края.
На сегодняшний день в районе осуществляют деятельность 10 сельскохозяйственных предприятий и 223 крестьянских хозяйства. Наиболее крупными сельхозпредприятиями являются Галинское, Сепычевское, Первомайское, Агрозаволье, совхоз-техникум «Уралец», племенной птицеводческий репродуктор «Верещагинский». Сельхозпредприятия сами занимаются переработкой, выпуском готовой продукции, для этого создают цеха, мини-пекарни. В общей доле реализованной сельхозпродукции молочно-мясное животноводство занимает более 80%. Совхоз-техникум «Уралец» поставляет элитные семена и племенной скот для других районов области. Все крупные сельхозпредприятия имеют торговые точки для реализации своей продукции.
В Верещагинском районе выращивают пшеницу, овёс, кормовые культуры, картофель, овощи.
Кто такая чудь?
Из того, что удалось найти в интернете, становится понятно, что есть два народа чудь: реально жившая на севере России народность чудь и чудь белоглазая – мифический и волшебный народ, который, по преданиям, ушёл под землю вместе со своими сокровищами. Со временем легенды и быль перемешивались, и красивая история о чудном народе передавалась не только из поколения в поколение, но и из одной территории нашей огромной страны в другую. Похожие сказания о чуди можно встретить и в сибирском фольклоре, и в ненецком, и в коми-пермяцком, и в прикамском, и в алтайском.
«Вот как несколько лет назад рассказывал эту же легенду старожил Верхнего Уймона Лука Осипатрович Огнёв: «Давным-давно не росла в Уймоне белая берёза. И поняли люди, что надо им будет идти к Белому царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали туда же скотину, привели все свои семьи и подрубили столбы». (Из книги «Рерих и Алтай»)
Легенда была такой сильной, что до сих пор старожилы многих регионов России верят в историю чуди, могут показать их погребальные ямы и строго-настрого запрещают ребятишкам ходить до неё, тем более залезать туда и копать. Почему же детей стращали ямой? Возможно, потому что в православных деревнях считали, если найти какие-то предметы (говорили «поганые») языческой чуди и принести домой, то они принесут несчастье. Издревле народы иной веры считали враждебными, непонятными, колдунами. Отсюда же появились злые духи, обитающие в тёмных местах, заброшенных домах, лесах, воде. Но вот коми-пермяки, как говорят историки, считают чудь своими предками. И передают из поколения в поколение миф про гордый маленький народ, который ради своей самобытности, веры и памяти предков ушёл в подземелье, когда на их землю пришли захватчики. Некоторые вспоминают, как коми-пермяцкие бабушки ходили на чудские могильники и совершали обряды почитания предков «важжез».
Чудская яма с высоты птичьего полёта. Фото Арсения Новикова
Население
Население города 22,8 тыс. чел. Доля городского населения в численности жителей района составляет 62,7 % (29,3 тыс.чел.). Таким образом, в районе преобладают горожане, 82,3 % которых проживает в г. Верещагино (51,7 % жителей района). Половозрастная структура населения города характеризуется преобладанием женского населения (54,0 %) над мужским (46,0 %). Более половины занятого населения города приходится на машиностроение (32,3 %) и его лёгкую промышленность (27,7 %).
1931 | 6.0 | 1989 | 24.1 | 2001 | 25.2 | 2008 | 22.8 |
1959 | 22.9 | 1992 | 24.9 | 2003 | 22.8 | 2010 | 22.8 |
1967 | 22 | 1996 | 24.9 | 2005 | 22.8 | ||
1970 | 23.6 | 1998 | 24.9 | 2006 | 22.7 | ||
1979 | 22.3 | 2000 | 25.1 | 2007 | 22.6 |
Вместо предисловия
В конце прошлого учебного года, сидя на паре, я услышала от преподавателя такие слова: «Начинайте выбирать тему диплома! Собирайте материал уже этим летом! Иначе ничего не успеете!» И тогда я задумалась: о чем я буду писать свой диплом? Что мне интересно? И как бы это связать с журналистикой?
Время шло, а всё еще не могла определиться. Однажды мой молодой человек нашёл на просторах интернета заметки о поездке по заброшенным деревням. В этом материале рассказывалось и о заброшенной деревне Андреевцы, что в Селтинском районе. Мы просмотрели весь фотоотчет и я воскликнула: «А почему бы не написать диплом про забытые деревни Удмуртии? Такого еще не было на журфаке!»
Тогда я еще не представляла, сколько сил, времени и терпения придётся нам вложить, чтобы воплотить идею в жизнь. Большую половину прошлого лета мы колесили на внедорожднике в поисках исчезнувших деревушек. Мы скачивали старые карты, находили бывших жителей, вели с ними беседы, ездили по архивам и библиотекам, отправлялись в сами деревни, чтобы запечатлеть их прошлое и настоящую реальность. Всё, что у нас получилось, я предлагаю тебе, мой гость, посмотреть и прочитать в моём блоге!
P.S. А пока прикрепляю несколько фотографий, чтобы немного подогреть интерес! Дальше – больше!
Чулья
Информацию о том, что деревня Чулья давно заброшена, я узнала от местных жителей. Однако, ни в каких документах это не потверждалось, поэтому мы решили лично приехать в деревушку. Как мы добирались Вы уже знаете из прошлого моего рассказа.
Деревня Чулья расположена в очень живописном месте. Стоит она, окруженная со всех сторон лесами, а возле деревни протекает небольшая речка Чульинка.
Добравшись до Чульи, я очень удивилась тому, что в деревне не было ни одного целого дома. Здесь остались одни развалины. Уже нельзя проследить, где была та или иная улица. Позже я узнала, что в Чулье была всего одна центральная улица, с обеих сторон которой располагались дома. Мы сделали снимки всех сохранившихся построек.На этом моя информация о Чулье была исчерпана.
Я начала поиск бывших жителей этой деревни. Спустя пару дней, в одной из социальных сетей, я увидела запись о том, что одна из жительниц деревни написала небольшую книжку. Я сразу же попыталась связаться с этой женщиной и мне это удалось! Валентина Ивановна Останина поделилась со мной всей информацией, которой владела и даже подарила свою книгу! Именно эта книга стала для меня, как для журналиста, настоящей кладезью!
Валентина Ивановна с огромной любовью пишет о своей деревне: «Наша, когда-то красивая и цветущая, деревня имеет название – Чулья. Здесь по-особому кажется синим небо, по-особому пахнут цветы. Это место, где ты появился на свет. Часто деревни называют дремучей провинцией, только этого места нет прекраснее, оно всегда для нас будет единственным».
Рассказывает она и о трудных военных годах: из Чульи на фронт ушло 73 человека, в том числе 2 женщины. Вся тяжесть работы во время войны легла на плечи женщин, стариков и детей. Работали от зари до зари, от мала до велика. В посевную вставали в три часа утра, сеяли из лукошек горстями. Косили также – вручную. Дети помладше работали на лошадях – боронили. Зимой детки учились: писали на старых газетах чернилами из сажи и отвара дубовой коры. Уроки готовили при свете лучины.
И вот настал день Великой Победы, однако не всем было суждено вернуться с войны. Из 73 человек, которые покинули свои дома не вернулось 44. В книгее Валентины Останиной я нашла поимённый список тех, кто ценой своей жизни, подарил нам мирное небо над головой. Вспомним их имена:
Наэтой,
На этой, немного печальной ноте, я хочу закончить сегодняшний рассказ. В следующий раз вы узнаете еще больше о деревне Чулья!
Что за город
Город находиться на западе Пермского края. В 133 километрах от места, где снимали телесериал «Реальные пацаны». Население около 21 тысячи человек, этот город выделяется из общей статистики. Основной массе маленьких российских городов приходится нелегко, у них отсутствует производство, к счастью, у нас сохранился реальный сектор экономики и даже развивается сельское хозяйство, но об этом чуть позже.
Мой город настолько маленький, что в нем отсутствуют проблемы большого города и множество плюсов провинции. Ни кто не выяснят отношения из-за парковочного места. У нас нет химических и металлургических заводов, нет мусоросжигательных заводов, а воду можно пить из крана. В целом Верещагинский городской округ характеризуется спокойной экологической обстановкой.
Я живу в своей квартире в центре, но в городе преобладает частный сектор. Строится только частный сектор, большинство жителей сделали выбор в пользу домов. Продать квартиру тяжело, связанно с ограниченным спросом и низкой платежеспособностью населения. Моя 3-х комнатная квартира в центре стоила в 2016 году меньше 2-х миллионов. Снять квартиру не составит проблем, предложений достаточно, и цены приемлемые, состояние жилья правда на любителя. В нашей семье разделение обязанностей, я отвечаю за обслуживание автомобиля, супруга оплачивает ЖКУ, сколько она платит, я не знаю.
Быль или небыль
Как такую большую яму могли выкопать люди, особенно вручную, – не укладывается в голове. Спуститься в яму по пологому склону не составило труда. На дне обнаружили углубление и свежую землю – похоже, кто-то пытался откопать артефакты…
Некоторые геологи считают, что это воронкообразное углубление может быть карстовым провалом. А ещё говорят, что в 90-х годах в этих местах бурили водяные скважины – хотели делать водовод на Краснокамск – и обнаружили на глубине около 150 м огромное подземное озеро…
У меня двоякие чувства. С одной стороны, я не верю ни во что сверхъестественное и мифы, но такое красивое и сильное предание захватывает. И почему-то дрон не хотел слушаться – то и дело над ямой терялась связь. Почему вокруг самой ямы не растут деревья, а только трава? Молодой лес как бы обнимает яму, но не поглощает её. И ещё почему-то в яме не скапливается вода…
Анастасия Новикова
Чудь в кино
Современные кинематографисты тоже внесли свой вклад в сохранение поверий о чуди белоглазой. В прошлом году на экраны вышел сериал «Территория», продюсером которого выступил наш земляк Антон Щукин. По его словам, «это чудской фолк-хоррор, основой для которого послужила коми-пермяцкая демонология». Коми-Пермяцкие сказания и легенды, отшельники в землянках, колдуны, шаманы, икотка, дремучие леса, легенды, загадки… В общем, всё, как вы любите, поклонники ужастиков.
Gazeta.ru пишет о сериале, что «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них – о чудской девке. Финал шоу и вовсе, оказывается, напрямую связан с чудью.
«Про чудь в сериале мифология показана верно, то, что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь – их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV–VIII векам», – сообщил Василий Гагарин.
Кадр из сериала «Территория» (2020 г., реж. Игорь Твердохлебов). Чудь здесь представлена как духи природы