Музеи региональные и муниципальные, имеющие экспозиции о марийцах

Эвенкийский комплекс

Далее мы отправились в экспозицию эвенкийского комплекса, которая состоит из реконструированных стойбищ Эвенков — охотников и оленеводов XIX – начала XX века.


Эвенкийский комплекс.

 Эвенки — обитатели тайги. Вся культура эвенков была приспособлена к кочевой жизни. До революции эвенки занимались охотничьим промыслом, оленеводством, собирательством, рыболовством.

Стойбище эвенков.

Стойбище оленных эвенков называлось «урикит». Жилища эвенков – конусообразные чумы, покрывались ровдугой, лиственничной корой и берестой.

Конический чум из бересты – летнее жилище, остов которого делался из тонких жердей. Бересту для чума заготавливали в начале весны, парили, затем сшивали в полотнище сухожилиями.


Зимнее жилище «тугэдэк»

Кожаный чум – зимнее жилище «тугэдэк» богатого оленевода. На летний период покрышка кожаного чума снималась и складывалась в свайный лабаз.

Чум из лиственничной коры бедного эвенка устраивался на постоянном стойбище, рядом конура для собаки, свайный лабаз, где хранятся лыжи, нарта-волокуша и долблённая лодка из тополя.

Если заглянуть в чум, то можно увидеть традиционный интерьер. В центре чума помещается очаг, над которым висит крюк «олдон» для котлов и чайников, деревянная решётка, где вялили мясо, рыбу, сушили орехи. На передвижных столиках находится берестяная посуда.

Справа от входа место хозяйки, где размещены игольницы «авса», детская люлька «эмкэ». На деревянных перекладинах висела одежда. Внутри чума по кругу лежат оленьи шкуры – постель, на шкурах разбросаны коврики «кумаланы».

В стойбище обязательно был загон с теневым навесом для оленей. Размеры загона зависели от количества оленей. На помосте в загоне хранились предметы: вьючные сумки «инмэк», правилки, седла, капканы, кожемялки, охотничья обувь.

А еще была такая штука. Называется лабаз — деревянный сруб с двускатной крышей. Бревно с зарубками, приставленное к отверстию в полу, служило лестницей. В эти сооружения эвенки хранили вещи и продукты, таким образом пряча их от лесных зверей.


Лабаз.

В центре стойбища был еще летний очаг, где вялили мясо, рыбу, готовили пищу.

Шаманский чум

Дополняет стойбище шаманский чум, который, как правило, строился по обычному типу. Остов чума покрыт оленьими шкурами. Входное отверстие чума обращено на восток. Посреди чума очаг. Через дымовое отверстие к очагу опущена молодая лиственница, символизирующая мировое дерево (туру). В чуме можно видеть предметы культа.


Чум шамана.

Подле чума ставились два «хомокэна», которые охраняли с земли вход в мир мёртвых.

Место, где жил шаман, состоит из трех частей. «Дарпэ» — верхний мир, мир добрых духов — деревянные изображения птиц, которые мыслились как духи-сторожа. Средний мир символизировал сам чум. «Онан» — нижний мир, мир злых духов. Зловредные духи изображались в виде горностаев, колонков, волков, росомах.


Добрый дух «чичипкан».

Завершается осмотр комплекса добрым духом «чичипкан». Это один из идолов, охраняющий от дурного глаза и враждебных духов. Он изготавливался из бревна лиственницы или сосны длиной 3 м. На одном конце вырезали человеческое лицо, а с противоположной стороны его раскалывали надвое и расщеплённые концы разводили. Получался лаз, через который проходили при обрядах на защиту или удачу.

В настоящее время Этнографический музей является единственным местом в республике, где представлена традиционная материальная культура и быт этого народа. Здесь проходят эвенкийские праздники и встречи эвенков, проживающих не только в Бурятии, но и в других регионах страны.

Видео прогулка: Этнографический музей — Археологический, Сойотский и Этнографический комплексы.

Археологический, Сойотский и Этнографический комплексы

Как добраться

Адрес: Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка ул. Музейная, 17б. Веб-сайт.
Посёлок Верхняя Березовка находится в 8 км от Улан-Удэ. Добраться до него можно на микроавтобусе № 37 (поворот с трассы Р438 «Баргузин» на улицу Музейная, остановка «Дом отдыха Учитель»).

Режим работы: летом в будни с 10:00 до 18:30, выходные с 10:00 до 19:00; осенью и весной в будни с 9:00 до 17:30, выходные с 10:00 до 18:30; зимой в будни и выходные с 9:00 до 17:30.

Цена билета: взрослый 200 RUB, дети до 7 лет — бесплатно.

В понедельник и вторник входные билеты дешевле, но выставки и экспозиции закрыты, работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона.

Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

Сойотский комплекс

Исследуя этнографический музей дальше, мы попали на импровизированную поляну-стоянку древних сойтов. В состав экспозиции входят жилища (урса), крытые лиственничной корой и  шкурами животных, культовые сооружения, хозяйственные навесы, а также отдельные бытовые предметы.


Сойотский комплекс.

Сойоты. Хозяйство и быт.

Сойоты — коренные жители горной Оки, сегодня это Окинский район Республики Бурятия. Они обитали в этих местах задолго до переселения туда бурят. Сами себя они называют сойонгами или соянами, и именно отсюда получили свое название Саянские горы.

Сойоты первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, из рога молодых оленей готовили лекарственные снадобья.

Еще одно древнейшее занятие сойтов — охота. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости. С охотой связано множество запретов и правил, основанных на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали. Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами.

Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий.

Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами.


Традиционное жилище сойотов — уруса.

В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши.

Древняя религия сойтов основана на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево на котором вешали ленты. Шаманы проводили обряды над священными кострами, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин.

Казачий (старожильческий) комплекс.

Казачий комплекс представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири – русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян.

Первые русские служивые появились в этом регионе в первой половине XVII века.Казаки и военные управляли краем, охраняли границы, но чтобы как-то прокормиться среди кочевников сюда стали ссылать «крестьян на пашню». В основном, это были беглые крестьяне и рекруты.

Казачий или русский (старожильческий) комплекс этнографического музея состоит из деревни односторонней застройки, представляющей различные слои населения. Это усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина.

Усадьба станичного атамана

Дом станичного атамана,  подлинный памятник конца XIX в. — дом казака Попова, перевезенный с улицы Производственной 42 (бывшая Вознесенская) из Заудинской станицы г. Верхнеудинск.


Усадьба станичного атамана.

Усадьба состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота, колодца. Все это ограждено забором. 

Дом делится дощатыми перегородками на избу с кухней и парадные комнаты.

В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный» большой обеденный стол, тут же стояли резные диванчики – конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.

В избе и кухне интерьер определяется традициями повседневного быта, здесь много места занимает русская печь.

Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, напротив входа —  стол с большим русским самоваром. Слева от входа стоит шкаф с посудой.

Усадьба пашенного крестьянина

Такая постройка была типична для первых русских переселенцев, она довольно приземистая с небольшими окнами.

Жилище отличает простота архитектуры, убогость внутренней планировки. Оно состоит из избы с печью посредине и пристроенных теплых сеней. Маленькие оконца не имели стекол, заделывались слюдой или бычьим пузырем.

Этапный пункт

Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар. Амбар, является частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение.  Во времена каторжников в 17-19 веках ссыльные в Сибирь каторжники преодолевали 25 верст (примерно 27 км), а затем останавливались на ночлег в этапе. Специальном месте вот с таким амбаром, здесь соблюдались условия для охраны, можно было подкрепиться и немного отдохнуть.

В амбаре экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд…». На выставке представлены предметы этапных ночлежных помещений: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды,  подсвечники и т.д.

Археологический комплекс

Начинается этнографический музей народов Забайкалья с археологического комплекса. Здесь мы увидели воссозданные и подлинные памятники глубокой древности — со времён этнической Бурятии.


Этнографический музей народов Забайкалья. Археологический комплекс. Оленный камень.

Первым нас встретил Оленный камень. Если внимательно присмотреться, то увидите рисунок трех оленей. Рисунок выполнен на сланце точечной выбивкой. Очень тонкая и трудоемкая работа для художника Бронзового века. Считается, что эти камни представляют собой фигуры воинов, охраняющих покой умерших вождей. При раскопках у подножий «оленных» камней находят остатки жертвенных животных, ритуальную посуду и другие свидетельства обрядов почитания умерших. 

За камнем расположена «Плиточная могила». В таких устраивали погребальные обряды древние кочевники-скотоводы.

  • Плиточная могила
  • Большой и малый сторожевые камни

А чуть дальше видны большой и малый сторожевые камни. Они служили кочевникам как ритуальные «сэргэ» — коновязами у могилы покойного. Изначально сэргэ ставились у жилья и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Это означало, что у земли есть хозяин.

Еще дальше — груда камней — это «Керексур». Курган-могильник хуннской культуры II-I вв. до н. э. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.


Этнографический музей народов Забайкалья. Археологический комплекс.
Петроглифы.

Еще нам попалась целая коллекция валунов с петроглифами — наскальными рисунками. Они протерты, нацарапаны или выбиты в песчанике в Железном веке. При определенном световом ракурсе можно разглядеть изображения косуль, козлов, символы Солнца и другие знаки.

В закрытом павильоне выставлены предметы, найденные при раскопках Иволгинского городища. Жилище, имело вид удлиненного шалаша, крыша из костей мамонта покрыта шкурами животных. Нижняя часть крыши, лежавшая на земле, была придавлена крупными камнями. Внутри жилища было раскопано три очага. Разглядывая находки, понимаешь — это как крупицы мозаики из которых складывается картина жизни и быта народа хунну.

Этнографические комплексы музея

Археологический комплекс

Здесь на открытой площадке расположен могильник хуннской культуры: в средние века хунну над устраивали захоронениями круглые плоские каменные кладки. Здесь также помещены каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д. В закрытом павильоне комплекса собраны археологические памятники Нижне-Иволгинского хуннского городища.

Бурятский комплекс

Этот комплекс представляет собой собрание войлочных и деревянных юрт и дугана — культового буддийского сооружения. Особенность представленного здесь дугана в том, что это образец не старинных культовых построек, но возрождённого байкальского культового строительства, заимствованного отчасти из русского зодчества, отчасти взятого от Деваджин-дугана, вывезенного из Гусиноозёрского дацана. Внутри находится знаменитое панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, достающих плоды с высокого дерева.

Предбайкальский комплекс

Здесь находится усадьба бурята-казака и дом-зимником богатого бурята С. Б. Сафронова постройки 1900 г. Строение было перевезено на территорию музея из села Хареты Нукутского района Иркутской области.

Забайкальский комплекс

Этот этнографический комплекс вмещает выставку «Из истории ссылки и каторги Забайкалья» и вмещает свидетельства ссыльной истории региона, положенной здесь ещё первым ссыльным украинским гетманом Демьяном Многогрешным в 1673 г. Из села Кульский Cтанок Хоринского района Бурятии сюда привезён трёхкамерный этапный амбар — каждые 25 вёрст на пути прохождения ссыльных и каторжан располагались подобные этапы и полуэтапы для ночлега.

Старожильческий комплекс

Самое старое строения комплекса — дом пашенного крестьянина 1880 г. постройки, привезённый из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Напротив него расположены строения 1919 г.: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из села Клочнёво Прибайкальского района. Дополняет картину дом казачьего атамана.

Старообрядческий комплекс

Экспозиция состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в 18 веке. Это типичная улица односторонней застройки конца 19 — начала 20 века: дом зажиточного крестьянина с надворными постройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца и старообрядческая часовня чуть поодаль. Все строения реальные, привезены из окрестных сёл, здесь же помещена выставка хозяйственного инвентаря, кузница, торговая лавка и даже богатые ворота, хранящие свидетельство о годе рождения одной из внучек владельца.

Этнографический музей Улан-Удэ

Городской комплекс

Здесь собраны дома старого Верхнеудинска: городской дом с мезонином 1900 г. постройки с улицы Почтамтская, 22, и дом коридорного типа 1909 г. постройки с улицы Ленина, 67. Дом с мезонином когда-то принадлежал чиновнику: сегодня здесь находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала 20 века. Двухэтажное здание коридорного дома даёт представление о строениях, предназначавшихся для сдачи в аренду меблированных комнат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: