Городское наследие. обзор необычных памятников россии

Монументы, мемориалы и арт-объекты: есть ли будущее у памятников | рбк тренды

Тренд на креативное городское пространство

Современные ученые все чаще приходят к выводу, что окружающая среда влияет на нас гораздо сильнее, чем мы думали раньше. Внешние знаки, визуальные образы, такие как памятники, не только рассказывают нам о прошлом, но и воздействуют на наши эмоции, чувства и поступки.

Сегодня в России продолжают устанавливать монументы в традиционном стиле царям, святым и полководцам, однако, по словам специалистов, чаще это связано «с идеологическим запросом времени».

При этом все больше художников готовы создавать другое общественное пространство — созвучное времени и настроениям горожан. Начав развиваться в нулевые, российский паблик-арт постепенно завоевывает сердца людей. Одни из самых известных примеров — «Счастье не за горами» Бориса Матросова в Перми и памятник клавиатуре Анатолия Вяткина.

По словам художника Марины Звягинцевой, паблик-арт необходим, чтобы поменять отношение людей к тому месту, где они сами живут, сделать его значимым. По ее мнению, сегодня есть спрос на качественную творческую среду. И преображать пространство можно с не только с помощью скульптур (из бронзы, стали, пластика и стекла и других материалов), но и медийных инсталяций и перфомансов.

Социальная экономика

Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Кроме того, паблик-арт — это еще и возможность построить диалог с обществом, «обсудить» наболевшие вопросы. Даже если они такие непростые как Холокост.

Современное искусство не только может, но и должно объединять людей в условиях поляризации мнений, считают представители публичного искусства. Например, во время самоизоляции возник офлайн-проект «Вместе», когда обычный зеленый забор превратился в огромный пазл, детали которого своими руками сделали обычные жители подмосковного поселка. А во время арт-фестиваля в Нижегородской области в заброшенном лесном парке установили инсталляцию «Все это не сон», которая, в том числе, ответила на вопрос, как искусство может быть полезным: стало не только красиво, но и светло.

Сегодня современные скульптурные композиции и арт-объекты в городах все чаще возникают по инициативе частных лиц, например, крупных застройщиков, которые хотят создать ту самую творческую среду и у которых есть на это средства. Именно таким образом в Москве появились муми-тролли, абстрактные композиции и даже своя статуя Свободы.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Атланты (Эрмитаж)

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Разбираемся с терминами

В разговорной речи словом «памятник» часто называют любое скульптурное сооружение, будь то фигура исторического деятеля, животного или героя мультфильма. Однако памятник — это произведение монументального искусства, увековечивающее память об определенных исторических событиях и людях. То есть сказать «у нас в городе открылся памятник козе» не очень правильно, но ошибкой не является.

Такая лингвистическая путаница, по мнению филологов, вероятно, происходит потому, что уличная скульптура — явление сравнительно недавнее и в языке просто еще нет удобного обозначения для таких объектов.

Монумент (лат

monumentum от monere — напоминать) — памятник внушительных размеров в честь важного исторического события, общественного деятеля. Может стоять сам по себе или являться частью архитектурного ансамбля

Классический пример — Медный всадник в Петербурге.

Есть еще понятие «мемориальное сооружение» (от лат. memorialis, «памятный») — произведение архитектуры и изобразительного искусства в память о значимых событиях прошлого и выдающихся личностях. Мемориальные сооружения были еще в древнем мире — это курганы, гробницы, пирамиды и мавзолеи. К более поздним относят триумфальные арки, стелы, обелиски и масштабные архитектурно-скульптурные композиции.

Скульптура (лат. sculpo «вырезаю», «высекаю») — это все предметы изобразительного искусства, имеющие объемную форму (статуи, бюсты, рельефы, абстрактные композиции). Скульптура бывает монументальной и станковой. Монументальные изваяния как раз посвящены великим людям и могут быть частью мемориального сооружения, а станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния и как правило не взаимодействует с архитектурой — например, Чижик-пыжик на набережной Фонтанки.

Арт-объект — пространственная художественная композиция на различные темы, вызывающая яркий эмоциональный отклик у зрителя. Часто термин используют как синоним понятия «современная скульптура». При этом не всегда арт-объект имеет историческую или культурную ценность.

Зеленая экономика

«Голос Планеты»: интерактивный арт-проект РБК

Когда начали ставить памятники

Разговор о скульптурных памятниках в том виде, в котором мы их знаем, начинается с античности. Древние греки прославляли не только богов, но и людей — их силу, красоту и величие. Выдающимися образцами являются Дорифор, Дискобол, Венера Милосская (Афродита), Лаокоон. Кстати, 25-летние исследования доказали, что изначально греческие статуи были цветными, а не белыми, как мы все привыкли думать.

Римляне хоть и копировали во многом греков, но все-таки оставались верны себе — чтили предков и прославляли империю. Устоявшиеся скульптурные образы Древнего Рима — «оратор», «жрец», «полководец», «божество». Тогда же появляется и первая конная статуя, которая станет популярна в последующие века.

В раннем Средневековье памятников отдельным личностям в Европе уже не ставили — верующим они напоминали языческих идолов. Главными «памятниками» стали христианские соборы.

Только в XV веке скульптура вновь обретает самостоятельность. В качестве примера исследователи называют статую Гаттамелаты Донателло. Она выполнена из бронзы — более пластичного материала, и существует сама по себе, как любой современный городской монумент. А в XVIII веке индивидуальные памятники начали расти, как грибы после дождя, и главной их задачей было прославлении абсолютной монархии. Величие, пафос, недосягаемость — отличительные особенности монументов той эпохи.

В России первый памятник появился в Санкт-Петербурге только при Петре I. Государь попросил Бартоломео Растрелли увековечить в камне «первого российского солдата», конюха Сергея Бухвостова. Именно он был первым добровольцем, записавшимся в «потешные» войска одиннадцатилетнего Петра, а потом еще более 30 лет преданно служил в Преображенском полку. Предположительно, памятник сгорел при пожаре 1747 года в здании Кунсткамеры. Зато первый скульптурный памятник Москвы — Минину и Пожарскому — установленный в 1818 году, до сих пор украшает Красную площадь.

Утром деньги, вечером — стулья

В южной столице Кузбасса — городе Новокузнецке, основанном в 1618 году установлен памятник медной копейке образца 1619 года. В Краснодаре же пошли дальше и установили памятник кошельку, который является копией оригинального монумента кошельку, который находится в австралийском Мельбурне возле здания бывшего почтамта. Тесно перекликается с денежными памятниками лечебный стул в Воронеже. Он призван призван лечить людей от жлобства. Чтобы «вылечиться», достаточно присесть на стул или приложить к нему ладони. Для тех, кто от жлобства не страдает, в Академгородке города Новосибирска есть огромная лавочка. Чтобы посидеть на ней, необходимо взобраться по лестнице.

Размещение садовой скульптуры

Правильное размещение садовой скульптуры — вопрос совсем другой и куда более простой. Как правило, само место размещения диктует те точки, куда необходимо поставить статую или объект. Проще всего ориентироваться в регулярных садах: садовую скульптуру всегда размещают в центре цветников и рабаток, в точках пересечения серии цветников и дорожек, в углах площадок и газонов, в конце длинных аллей и тропок.

В пейзажном саду скульптуру размещают в той точке, куда первым падает взгляд в панораме – в самом выигрышном, визуально важном месте. Есть разница и в «презентации»: если садовые классические скульптуры в регулярном саду можно размещать и сами по себе, то в садах в их естественном или романтическом стиле их лучше использовать, «погружая» в цветы и зелень, размещая так, чтобы окружение гармонично скрывало основание и создавало ощущение естественности, симбиоза, неразрывного союза

Для выразительности скульптуры часто декорируют лианами, специально высаживают  растения, маскирующие подножие, используют приемы художественного старения.

Садовая скульптура. champaigngardeninn

Помните, что, выбирая садовую скульптуру и размещая ее в саду, вы должны никогда не забывать и о мерах безопасности:

  1. Отдавайте предпочтение стойким к коррозии, воздействию влаги и мороза материалам, а если вам очень нравятся модели из терракоты или шамота — прибегайте к их дополнительной обработке.
  2. Не забывайте, что садовая скульптура и подставки под нее должны быть надежно закреплены и зафиксированы.
  3. Не ставьте садовую скульптуру непосредственно на почву, избегайте контакта с грунтом, подкладывая под низ надежные подставки, бетонные или каменные плиты.

При покупке обязательно узнайте, нужна ли вашей скульптуре дополнительная защита на зиму, нужно ли периодически обрабатывать ее защитными составами (и если такие меры необходимы, то обязательно уточните, когда и как их лучше проводить).

Преломление и лучевая модель света

Одним из основных принципов, обсуждаемых как в Разделе 13, так и в Разделе 14 Учебного пособия по физике, является принцип линии взгляда:

Именно этот принцип объединяется с правилами отражения и преломления, чтобы объяснить, как формируется изображение и каковы будут характеристики таких изображений.

Формирование плоского зеркального изображения

В уроке о плоском зеркале из модуля 13 упоминалось, что изображение формируется плоским зеркалом, когда свет исходит от объекта в различных направлениях. Часть этого света достигает зеркала и отражается от зеркала в соответствии с законом отражения. Каждый из этих лучей света может быть направлен назад за зеркало, где все они пересекутся в точке (точке изображения). Любой человек, находящийся вдоль линии одного из этих отраженных лучей, может смотреть вдоль линии и видеть изображение — представление объекта. Таким образом, image location — это место в пространстве, откуда исходит весь отраженный свет. Поскольку кажется, что свет от объекта отклоняется от этого места, человек, который смотрит вдоль линии в этом месте, увидит копию или подобие реального объекта.


виртуальным изображением

Формирование изогнутого зеркального изображения

Мы также видели, как изображения создаются путем отражения света от изогнутых зеркал. Предположим, что лампочка помещена перед вогнутым зеркалом; лампочка будет излучать свет в разных направлениях, некоторые из которых будут падать на зеркало. Каждый отдельный луч света будет отражаться в соответствии с законом отражения. При отражении свет сойдется в точке. В точке, где сходится свет от объекта, создается копия или подобие реального объекта; эта реплика известна как образ. Как только отраженные световые лучи достигают места изображения, они начинают расходиться.

Для плоских зеркал формируются виртуальные изображения. Свет на самом деле не проходит через место виртуального изображения; наблюдателю только кажется, что свет исходит из места виртуального изображения.


реальным изображением

Формирование изображения с помощью собирающих линз

Собирающие линзы могут создавать как реальные, так и мнимые изображения, тогда как рассеивающие линзы могут создавать только мнимые изображения. Процесс формирования изображений для линз такой же, как и процесс формирования изображений для плоских и криволинейных зеркал. Изображения формируются в местах, куда смотрит любой наблюдатель, рассматривающий изображение объекта через линзу. Так, если проследить путь нескольких световых лучей через линзу, каждый из этих световых лучей будет пересекаться в точке при преломлении через линзу.

В этом случае изображение является реальным изображением, поскольку лучи света действительно проходят через местоположение изображения. Каждому наблюдателю кажется, что свет исходит из этого места.

Формирование изображения рассеивающими линзами

Рассеивающие линзы создают мнимые изображения, поскольку преломленные лучи на самом деле не сходятся в точку.

Изображения объектов, не занимающих ни одной точки

Вышеприведенное обсуждение относится к формированию изображения «точечным объектом» — в данном случае маленькой лампочкой. Те же принципы применимы к объектам, которые занимают более одной точки в пространстве. Например, человек занимает множество точек в пространстве. Когда вы смотрите на человека через линзу, свет исходит из каждой отдельной точки этого человека во всех направлениях. Часть этого света достигает линзы и преломляется. Весь свет, исходящий из одной точки объекта, будет преломляться и пересекаться в одной точке изображения. Это верно для всех точек объекта; свет от каждой точки пересекается, чтобы создать изображение этой точки. В результате создается копия или подобие объекта, когда мы смотрим на объект через линзу. Эта копия или подобие является изображением этого объекта. Это изображено на диаграмме ниже.

Теперь, когда мы обсудили, как формируется изображение, мы обратим внимание на использование диаграмм луча для предсказания местоположения и характеристик изображений, формируемых собирающими и рассеивающими линзами

Стили садовой скульптуры

Конечно, рассматривать каждую скульптуру как «привязанную» к какому-то конкретному стилю дизайна было бы очень сложно. Ведь мало того, что течений ландшафтного дизайна есть десятки, так еще многие скульптуры подходят сразу и для нескольких садовых стилей сразу.

Для удобства выбора и для предупреждения главных ошибок в выборе всю садовую скульптуру разделяют всего на три категории:

Античная и классическая скульптура — апеллирует к античному и древнеримскому искусству. Сюда относят и статуи греческих богинь, и любимых многими амуров, и амфоры, и стилизованные настенные фонтаны или каменные чаши. Такая скульптура — для регулярных стилей ландшафтного дизайна, сада с доминирующей геометрией или пейзажных стилей с элементами топиарного искусства (так называемого искусства стрижки растений). Для классической скульптуры предпочтителен камень или имитирующий его шамот со специальным обжигом и антикоррозийной обработкой, искусственный камень.
Скульптура с выраженным национальным характером — восточная, средиземноморская и пр. К этому разряду принадлежат те предметы малой архитектуры, которые легко идентифицировать с первого взгляда. Настенный фонтан в виде головы льва, амфоры и кувшины с имитацией под старину или сколами, римско-итальянские образцовые нимфы и ангелы, изделия и емкости из терракоты или имитирующей ее глины безошибочно выдают итальянский стиль. Каменные пагоды, стилизованные под пагоды фонари, статуэтки Будды — неотъемлемая часть азиатских стилей. Каменные львы будто перенеслись из английских поместий. А миниатюрные мельницы так и кричат о голландских садах. О том, для какого сада больше подойдут такие скульптуры, сомнений не возникает ни у кого.
Пасторальная скульптура. Романтичный, забавный, трогательный сад в пейзажном или крестьянском стиле, проекты с налетом легендарного кантри или классических романтических приемов заслуживают самых выразительных и не менее трогательных акцентов. Такую скульптуру часто называют сентиментальной, и, пожалуй, именно этот термин дает ей наилучшее определение. Скульптура из числа пасторальных моделей должна вызывать приятные воспоминания, пробуждать в нас ребенка, вызывать улыбку и как бы заигрывать со зрителем

Не важно, идет ли речь о натуральном камне, керамике, пластмассовых моделях, бетонных имитациях — скульптура должна быть выразительной и создавать особый уют. Эльфы, гномы, русалки, феи, леприконы (волшебные существа из фольклора Ирландии) , забавные животные, стилизованная бытовая или кухонная утварь, сказочные домики и замки – вот лучшие оптимистические акценты для сада, где уместна игра с настроением.

Садовая скульптура. Adam Hodge

Чтобы сделать правильный выбор, достаточно с расстояния осмотреть свой сад – и то понимание, в какой именно скульптуре он (сад) нуждается, станет очевидным. Выбор конкретной модели — задача далеко не такая простая. Из сотен моделей нужно найти ту самую, которая идеально впишется в конкретный ландшафт.

Определившись со стилем, объективно оцените каждую модель на соответствие ее самой композиции, а также уместности последней. Скульптуры должны быть пропорциональны дому, постройкам, размеру участка и конкретного объекта. Массивные, высокие статуи на маленьком цветнике-островке выглядят подавляюще, а крошечное животное на огромной парадной клумбе просто потеряется. Все в ансамбле, в том числе и акцент в виде статуи, должно быть соразмерно самой композиции, не подавлять окружающее пространство, а гармонично вписываться в дизайн. Помните, что придать большую выразительность небольшим объектам садовой скульптуры можно при помощи пьедесталов, цоколей, лестниц, подставок, игры с многоуровневыми площадками.

Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»

24 мая 2022
Императорские планы Исаакиевского собора

Глядя на величественный Исаакиевский собор, поневоле задумываешься: если бы не Пётр Первый, вряд ли в нашем городе так бы чтили преподобного Исаакия Далматского, который никак с Санкт-Петербургом не связан, кроме того, что будущий император появился на свет в день его памяти. Для сотрудников музея-памятника «Исаакиевский собор» первый …

15 мая 2017
Бизнес или благотворительность? Как решается этот вопрос в кафе «Федерико»
Перед таким выбором — в общем-то традиционным для современного православного предпринимателя — когда-то оказались Олеся Мельник, её супруг Иван Мельник и Екатерина Авдошина, основатели кафе и магазина секонд-хэнд «Федерико». И пришли к выводу, что выбор этот для верующего сердца, вероятно, надуманный.

14 сентября 2021
Со щитом и никогда на щите

Более десяти лет в поселке Усть-Ижора в годовщину Невской битвы проходит праздник в память об этом событии. Неотъемлемой частью праздника стало действо, воссоздающее события битвы при слиянии рек Невы и Ижоры, при участии реконструкторских отрядов из Санкт-Петербурга и Ленобласти. Обычно на праздник собирается множество народа. В этом году …

24 июля 2018
Любимый дом, последний дом

Александровский дворец — последнее прибежище царской семьи перед началом крестного пути. Неудивительно, что судьба его в советское время была весьма драматична. Сейчас дворец закрыт на реставрацию. Что мы увидим по её завершении?

9 ноября 2018
Скаут-хирург

«Может, в четверг?» — предлагаю я встретиться начальнику дружины «Санкт-Петербург» Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) Гурию Попову. «Давайте лучше в пятницу: у меня в четверг операция, я хирург в Первом меде…» Зачем взрослые люди — хирурги, инженеры, учителя, …

Самые странные

Поражает воображение памятник в Ростове – из-под земли торчат пять бетонных белых пальцев, самый длинный из которых 1 метр 80 см. Композиция вызывает у горожан недоумение. Некоторые ростовчане считают, что арт-композиция больше напоминает мертвеца, вылезающего из-под земли.

Скульптура в Ростове. Фото: АиФ/ Кристина Ткачёва

Новость по теме

Финский гений подарил архитекторам Челябинска загадочную скульптуру без рук

установлена загадочная скульптура без рукVener

Пожалуй, к самым нестандартным памятникам можно отнести также попытку установить памятник физику-ядерщику из игры Half-Life в Челябинске. Городские власти даже дали разрешение на установку 3-метрового монумента из бронзы и бетона, однако требуемую сумму 400 тыс. рублей собрать не удалось.

Необычное творение современной мысли представлено в Перми. Это первая светодиодная скульптура в России — так называемый ICON MAN. По задумке создателей, 3-метровый светодинамический объект изображает условного человека, тело которого составлено из «иконок», привычных глазу любого пользователя компьютера.

парк с советскими колоннами и современными символами — Наш Урал и весь мир

В этом небольшом материале автор изложит свое личное мнение о городском парке в Пласте. Оно может и даже, скорее всего, будет отличаться от мнения других посетителей этой площадки. И здесь нет ничего страшного. Наоборот. Хорошо, что у посетителей парка может не совпадать восприятие, есть поводы для этого. У каждого человека, приезжающего в город, появляется возможность прогуляться по аллеям и дорожкам парка и дать свою собственную оценку увиденному.

Уютный город под хозяйским надзором

Пласт производит впечатление очень ухоженного и зеленого города. Здесь нет широких проспектов и даже транспорт плывет по улочкам в каком-то размеренном темпе. От него не устаешь, что не часто случается во время путешествий. А еще гостя не покидает ощущение присутствия хозяина в городе. И это даже не главное предприятие, как бывает во многих промышленных городах, а именно хозяин, тот, кто следит и управляет, как у себя дома.

Под стать городу и его замечательный парк. Он прекрасно вписан в интерьер города. Такой же ненавязчивый, спокойный, располагающий к прогулкам и отдыху. Аккуратные дорожки, на которых рядом со скамейками яркими розовыми пятнами смотрятся урны. Решение подбора цвета, возможно, и сомнительное, но опять же безо всякого показного креатива. Вот они такие и все.

Главная аллея парка

Первое посещение и первое впечатление от парка

Начинается парк, конечно же, с центрального входа. Вот здесь архитекторы не поскупились на некоторый пафос. Белые колонны, полукруглая конструкция. И венчающая всю эту прелесть высокая башня с устремленной ввысь красной звездой на шпиле. Правда создавалась входная группа в уже далекое советское время. Теперь же ее берегут, как дань нашей истории.

Ставшие уже традиционными для городов России памятники воинам пограничникам, воинам десантникам и военным морякам прекрасно вписаны в общий ансамбль скульптур и композиций парка. Может быть, на центральной площади города они смотрелись бы более торжественно, но на площади люди ходят не так часто, как в парк.

Памятник пограничникамПамятник военным морякам

Не забыли организаторы паркового пространства и о молодоженах. Главенствует в этой теме символ любви и верности — скульптура Петра и Февронии. Высокая белоснежная композиция видна не только издалека в самом парке, но и со стороны улицы. Кстати с улицы Октябрьской есть отдельный вход, ведущий прямиком к композиции.

Петр и Феврония

Есть здесь и привычная для нас металлическая конструкция, имитирующая дерево, куда молодожены прикрепляют замочки. На сколько это реально укрепляет семью, сказать трудно, но традиция есть традиция. Зачем же ее нарушать?Для фотографирования свадьбного торжества в парке установлена специальная скамья с изображением крыльев и обручальных колец. На их фоне получаются прекрасные снимки, которые после хранятся в семьях годами.

Дерево для замочковСкамья для фотографирования

На радость детям, на утеху взрослым

Еще одной важной достопримечательностью парка является детский сказочный городок

Персонажи фигурок выбраны самые популярные. Многие имеют статус злодеев, но тут они смотрятся больше мультяшными какими-то. Если волк, то с огромным животом, как в известном фильме про дружбу волка и собаки. Баба Яга тоже выглядит так, словно она нацелена только на добрые дела. И даже Кощей не пугает детишек своим видом, а предстает таким свои парнем.

Главным дополнением, а, может быть, и главенствующим, остается природа. Люди сохранили здесь березы, сосны, липы. Гулять под их сенью одно удовольствие. Воздух в городе и так кажется чистым, но в парке это особенно заметно. Несмотря на близость автомобильной дороги, дышится здесь довольно легко.

Городской парк пользуется заслуженной популярностью у жителей Пласта.

Малые города — удивительные достопримечательности 2021

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в ХатыниНе менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович ТеребеневСуществует три вида рельефа: барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину); горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину); контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Древнеегипетский контррельеф

Ревизия ценностей

В 2020 году в рамках национального исследовательского проекта Art UK в Лондоне провели первый комплексный аудит городских скульптур и памятников. Выяснилось, что большая часть из них посвящены известным мужчинам, причем только 0,9% — цветным мужчинам. А скульптур животных почти вдвое больше, чем памятников известным женщинам. Власти британской столицы выделили более £1 млн на создание комиссии, которая займется пересмотром памятников, чтобы учесть достижения всех, кто внес свой вклад в развитие города.

Идею о том, что необходимо задуматься над тем, кто мы сегодня и как изменились наши ценности за последние 200 лет, поддерживает и американский художник-концептуалист Хэнк Уиллис Томас. По его мнению, в XXI веке мы должны помнить о том, что история — это только интерпретация событий прошлого, а не истина в последней инстанции, поэтому пора отказаться от идеи «вечных» памятников. К тому же есть герои, которых незаслуженно забыли просто потому, что у них был плохой пиар.

Сойти с пьедестала

В XX веке произошел настоящий памятниковый бум. Особенно это было заметно в России после 1918 года — монументы устанавливали революционерам, общественным деятелям, писателям, артистам, художникам, ученым. Это было следствием ленинского плана «монументальной пропаганды». Ленин, вдохновленный «Городом Солнца» Кампанеллы, считал, что каменные герои пробуждают гражданские чувства и способствует воспитанию молодого поколения.

Именно тогда зародилась советская скульптурная школа, представители которой позже станут авторами грандиозных (в прямом смысле слова) работ, посвященных победе в Великой Отечественной: мурманский «Алеша», «Родина-мать» в Волгограде, памятник матросу и солдату в Севастополе, «Перекуем мечи на орала» в Москве, «Героям-панфиловцам» в Дубосеково, «Тыл-фронту» в Магнитогорске и другие.

Массивные сооружения были призваны показать силу духа и величие народа, но уже к концу столетия возникает запрос на другие памятники — небольших размеров, которые можно рассмотреть на уровне глаз и даже потрогать. Монументальная скульптура, по мнению исследователей, постепенно трансформировалась в арт-объект — исчезает пафос и героизация. Например, памятник Довлатову в Санкт-Петербурге, купцу-основателю города в Ставрополе, памятники Булату Окуджаве в Ростове и городовому в Нижнем Новгороде.

Кроме того, в большом количестве стали появляться неформальные скульптурные композиции — доцент из «Джентльменов удачи» , сантехник, вылезающий из люка, обломовский диван и даже клизма.

В 2020 году появилась электронная энциклопедия самых необычных памятников России, среди которых «Очки Леннона», «Огурец на вилке», «Йошкин кот». Однако лидером народного голосования стал памятник «Тувинской письменности».

Социальная экономика

Снос памятников — это нормально: дайджест общества № 4

Проклятие памяти

В 2020 году к 150-летию со дня рождения Ленина среди россиян проводили опрос, в результате которого выяснилось: только 7% граждан поддерживают инициативу убрать памятники вождю революции с улиц и площадей. Большинство (56%) считает, что он сыграл положительную роль в отечественной истории.

А вот Дзержинскому повезло меньше — по поводу возвращения памятника основателю ВЧК на Лубянку разгорелись нешуточные страсти. Вопрос, соответствует ли данная историческая личность сегодняшним идеалам, так и остался открытым.

Споры о том, какие памятники должны остаться, а какие пора сносить, были во все времена. Еще в Древнем Риме действовало так называемое «проклятие памяти» — Damnatio memoriae — особая форма посмертного наказания для императоров-узурпаторов и неблагочестивых полководцев. Было принято уничтожать все изображения человека, запятнавшего себя недостойным поведением.

И в наши дни люди активно борются за то, чтобы скинуть неугодных героев прошлого. Достаточно вспомнить недавние протесты под лозунгами Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение») и массовый демонтаж памятников конфедератам.

Иногда изваяния, потерявшие былой «статус», обретают вторую жизнь. Например, в пригороде Будапешта есть парк утилизированных статуй эпохи коммунистической Венгрии. А единственный в России музей скульптур под открытым небом «Музеон» за 20 лет приютил более 700 различных экспонатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: