Мари-малмыж

Татары в кировской области: булгары, марийское княжество и любовь к рекам

Кировская область

МАЛМЫЖ ӨЯЗЕ (Малмыжский уезд)


НОКРАТ (Вятка) у Кирова

МАЛМЫЖ

Административный центр Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР

  • Первые летописные упоминания как о марийской деревне

    название в переводе с марийского языка означает «место отдыха»

    относятся к XV веку

  • Статус:
    • Начало XVI века — известен как марийское поселение, принадлежавшее князю-вождю Болтушу
      • 1553 год — после взятия Казани передано особо отличившимся стрельцам Вятского полка
      • 1584 год — ля защиты от набегов татар и башкир была построена крепость, придавшая поселению значение города
    • 1780-96 годы — административный центр Малмыжского уезда Вятского наместничества Российской империи
    • 1796-1929 годы — административный центр Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империии РСФСР
    • 14 января — 15 июля 1929 года — административный центр Нижегородской области РСФСР
    • 15 июля 1929-34 годы — административный центр Малмыжского района Нолинского округа Нижегородского края РСФСР
    • 7 декабря 1934-37 годы — административный центр Малмыжского района Вятской (Кировской) области Кировского края
    • с 22 октября 1937 года — административный центр Малмыжского района Кировской области
  • Находится:
    • в 294 км к Юго-Востоку от Кирова
    • в пересечённой оврагами местности, при впадении рек Засора, Мокша, Крупный Лач в реку Шошма, правого притока реки НОКРАТ (Вятка)
    • в 57 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «Вятские Поляны» на линии Казань-Екатеринбург
  • Население:
Год 1897 1926 1979 1992 2016
Население, чел. 3 500 4 400 11 000 10 500 7 644
  • Культура, образование, медицина, религия и история:

    • Середина XIX века:
      • город является торговым центром
      • деревянном одноэтажном городе было лишь 9 каменных зданий, в том числе:
      • три церкви
      • канатный завод
      • пивомедоваренный завод
      • кирпичный завод
      • красильный завод
      • две мельницы
      • башмачное производство
    • Начало XX века — место политической ссылки
    • 1918 год:
      • аптека
      • детский сад
      • сентябрь — открыт национальный педагогический техникум, подготовивший за своё существование свыше 100 преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ
      • стала выходить газета «Известия»
    • 1920 год — на базе Малмыжского исторического общества был создан музей местного края
    • 1921 год — открыт русский педагогический техникум
    • 1931 год — построена ремонтно-эксплуатационная мастерская речного моторного флота
    • 1935 год — образован районный архив
    • 1950-е годы:
      • развивалась переработка сельскохозяйственной продукции — производство овощных, фруктовых и мясных консервов
      • построены — деревообрабатывающие предприятия, кирпичный и пивной заводы
    • Краеведческий музей
    • Среди городской застройки, в основном деревянной, выделяются 2-этажные здания бывших купеческих особняков XIX — начала XX веков
    • 1960-80-е годы — на окраинах выстроены 3-этажные дома
  • Сельское хозяйство:
  • Промышленность:
    • ремонтно-механический завод
    • консервный завод
    • пивоваренный завод
    • завод железобетонных изделий
    • промкомбинат
  • Известные люди

    Ноябрь 1941-43 годы — в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С.И.Бернштейн, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов, а во главе института стоял доцент Н.И.Молодых

    :

МАРИ МАЛМЫЖ (Марийский Малмыж), ЧИРМЕШ МАЛМЫЖЫ (Черемисский Малмыж)

Административный центр Малмыжской волости Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР

  • Основано в результате захвата марийского города Малмыжа русскими

    Марийцы основали второй город, подготовили армию и пошли захватывать Малмыж обратно

  • Статус:
    • до 1929 года — административный центр Малмыжской волости Вятской губернии Российской империи и РСФСР
    • 14 января — 15 июля 1929 года — административный центр Малмыжской волости Малмыжского уезда Нижегородской области РСФСР
    • 15 июля 1929-30 годы — село Малмыжского района Нолинского округа Нижегородского края РСФСР
      • 1930 год — округа упразднены, районы переданы в прямое подчинения краевых властей
      • 1930—34 годы — проводится политика по разукрупнению регионов
    • 7 декабря 1934-37 годы — село Вятской (Кировской) области

      1936 год — ликвидируется краевое деление в РСФСР

      Кировского края

    • 22 октября 1937-2006 годы — административный центр Мари-Малмыжского Сельского Совета Малмыжского района Кировской области
    • с 1 января 2006 года — административный центр Мари-Малмыжского сельского поселения Малмыжского района Кировской области и на территории поселения находится три населённых пункта:
      • село Мари-Малмыж
      • деревня Ахпай
      • деревня Старый Кокуй
  • Находится:
    • в 20 км от Малмыжа
    • в 1 км от реки НОКРАТ (Вятка)
  • Высота над уровнем моря — 111 м
  • Население

    2010 год — 502 чел.

    :

  • Культура, образование, медицина, религия и история:
  • Сельское хозяйство:
  • Промышленность:
  • Известные люди:

Татары основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками

Первая существенная волна переселения татар в пределы Кировской области началась сразу после покорения Казанского ханства войсками царя Ивана Грозного – вторая половина XVI – XVII века. В основном татары двигались вдоль рек и древних трактов, в стороне от которых основывались новые селения. В частности, татарские селения в Параньгинском и Мари-Турекском районах Марий Эл (бывшая Вятская губерния), а также в Уржумском и Малмыжском районах Кировской области появлялись вдоль Алатской дороги (или Уржумского тракта). Активно татарское население переселялось на Вятку из восточных районов бывшего Казанского ханства. Так, в Вятскополянском районе многие деревни основаны переселенцами из соседних Кукморского и Балтасинского районов.

Когда был открыт Большой Сибирский тракт (его южная ветка, ведущая из Казани на Гоньбу, а потом в сторону Перми), то многие татарские селения стали появляться вдоль его направления: в Малмыжском районе и за Вяткой – в Кильмезском районе Кировской области. И если мари или удмурты, уходя в неосвоенные восточные земли, обживали глухие уголки и селились в неприметных местах, то татары, наоборот, основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками. Скорее всего, татары уже в то время был довольно оседлый народ, занимавшийся земледелием, ремеслами и торговлей, а это предполагало экономические и торговые связи с другими населенными пунктами и регионами. Именно в таких местах можно было расширять своё хозяйство, используя водные и сухопутные транспортные пути. А вот, марийцы, наоборот, ещё тяготели к охоте, рыбной ловле и собирательству, что позволяло им селиться в глухой тайге, вдали от административных центров, где они могли прожить натуральным хозяйством.

В административном подчинении находятся:

  • Аджимское сельское поселение
  • Арыкское сельское поселение
  • Большекитякское сельское поселение
  • Каксинвайское сельское поселение
  • Калининское сельское поселение
  • Константиновское сельское поселение
  • Мари-Малмыжское сельское поселение
  • Мелетское сельское поселение
  • Новосмаильское сельское поселение
  • Плотбищенское сельское поселение
  • Преображенское сельское поселение
  • Ральниковское сельское поселение
  • Рожкинское сельское поселение
  • Савальское сельское поселение
  • Староирюкское сельское поселение
  • Старотушкинское сельское поселение
  • Тат-Верх-Гоньбинское сельское поселение

Деревни:

  • Деревня Аг-Юл
  • Деревня Агельдино
  • Деревня Азбаев Ключ
  • Деревня Азелино
  • Деревня Акбатырево
  • Деревня Актюба
  • Деревня Алдарово
  • Деревня Аргыж
  • Деревня Арык
  • Деревня Ахпай
  • Деревня Большая Шабанка
  • Деревня Большой Сатнур
  • Деревня Верхняя
  • Деревня Верх-Гоньба
  • Деревня Веселая Горка
  • Деревня Гари
  • Деревня Дмитриевка
  • Деревня Дубровка
  • Деревня Захватаево
  • Деревня Илемас
  • Деревня Исаево
  • Деревня Исаково
  • Деревня Каксинша
  • Деревня Каменный Ключ
  • Деревня Канамаш
  • Деревня Кинерь
  • Деревня Кондаки
  • Деревня Кошай
  • Деревня Куженерка
  • Деревня Курлово
  • Деревня Кучерга
  • Деревня Малая Кучка
  • Деревня Малая Шабанка
  • Деревня Малый Китяк
  • Деревня Малый Сатнур
  • Деревня Марс
  • Деревня Марьял
  • Деревня Мелетские Горки
  • Деревня Мелеть
  • Деревня Нижний Шугурак
  • Деревня Никольское
  • Деревня Новая Коса
  • Деревня Новая Тушка
  • Деревня Новое Кошкино
  • Деревня Новый Буртек
  • Деревня Новый Ирюк
  • Деревня Новый Кокуй
  • Деревня Новый Малмыж
  • Деревня Нослы
  • Деревня Носок
  • Деревня Пахотная
  • Деревня Перескоки
  • Деревня Пивоварово
  • Деревня Пижинерь
  • Деревня Платынерь
  • Деревня Подосиново
  • Деревня Порез
  • Деревня Поречке Китяк
  • Деревня Постниково
  • Деревня Преображенка
  • Деревня Пукшинерь
  • Деревня Салкым-Чишма
  • Деревня Средний Ноныгерь
  • Деревня Старая Коса
  • Деревня Старые Бакуры
  • Деревня Старый Буртек
  • Деревня Старый Кокуй
  • Деревня Старый Ноныгерь
  • Деревня Сунцово
  • Деревня Тан
  • Деревня Троедворка
  • Деревня Тукай
  • Деревня Удмурт Китяк
  • Деревня Урнек
  • Деревня Хода
  • Деревня Шагабань
  • Деревня Шишинерь
  • Деревня Шурги
  • Деревня Янгулово
  • Деревня Сива
  • Деревня Новый Кокуй

Сёла:

  • Село Аджим
  • Село Большой Китяк
  • Село Гоньба
  • Село Дерюшево
  • Село Каксинвай
  • Село Калинино
  • Село Константиновка
  • Село Мари-Малмыж
  • Село Новая Смаиль
  • Село Ральники
  • Село Рожки
  • Село Савали
  • Село Старая Тушка
  • Село Старый Бурец
  • Село Старый Ирюк
  • Село Тат-Верх-Гоньба

Вытеснение и ассимиляция финно-угорских соседей

Почти треть «кировских» татар проживает в Вятскополянском районе (около 10 тысяч), тут 7 татарских деревень, причем они расположены буквально на границе с Татарстаном – около Кукморского района. И это не случайно, так как многие татары переселились сюда именно из Кукморского района. В архивах и преданиях многих деревень указано, что в древности на этих землях жили марийцы и удмурты, а после прихода татар – часть мари ушла на восток, а часть ассимилировалась среди татарского населения. Например, Старый и Новый Пинигерь, Средние и Нижние Шуни – это чисто марийские географические названия. Вообще в северных и восточных татарах достаточно много «финно-угорской крови». Существуют отдельные параньгинский и вятский диалекты казанских татар, где растягиваются некоторые гласные звуки, и даже немного слышится «оканье», в них также присутствуют слова из марийского языка. 

Также татары компактно проживают в деревнях Сосмак, Ямышка и Чемочар. Существенная часть татар также живет в городе Вятские Поляны и Сосновка. Сохранились две старинные мечети – в н.п. Старый Пинигерь и Нижние Шуни – они включены в памятники истории (и архитектуры) Кировской области. 

БОЛТУШ (мар. ПОЛТЫШ)

БОЛТУШ (мар. ПОЛТЫШ) (ок. 1513 года—1553 год).

Марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории. Военачальник луговых мари, возглавлявший борьбу с войсками Ивана Грозного в середине 16 века в период Черемисских войн.

Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.

Возможно, князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.  Есть также версия, что его имя произошло от татарского – балта (топор).

При БОЛТУШЕ Малмыжское княжество достигло наивысшего расцвета(1-я четверть 16-го века). В этот период в его состав входили Пижмари, Ардаял, Адорим, Постников, Буртек (Мари-Малмыж), Русское и Марийское Бабино, Сатнур, Четай, Шишинер, Янгулово, Салауев, Балтасы, Арбор и Сизинер. К 1540-м районы Балтасы, Янгулово, Арбор и Сизинер захвачены татарами .Его резиденцией , а также других князей  Малмыжского княжества, подвластных Казани был город Малмыж. (Город расположен на реке Шошма недалеко от места ее впадения в Вятку, в 294 км от Кирова. В переводе с марийского название города означает «место отдохновения»).

Предания отмечают, что БОЛТУШ имел длительный стаж боевых столкновений с московскими феодалами: он участвовал будто бы, в знаменитой победе над князем Палецким у Малого Сундыря в 1524 году; позднее он стоял со сторожевым отрядом на Волге у села Красновидова, где до сих пор одна из вершин носит название «Болтуш-гора» и т.д. После падения Казани Болтуш оказался в числе военачальников, организовавших сопротивление завоевателям. В 1552 году основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Правда, силы Болтуша оказались недостаточными, и он продержался меньше, чем город на Мёше или крепость Чалым на Волге под руководством МАМИЧ-БЕРДЕЯ. Малмыжское княжество было завоевано в 1553 году. Во время походов Д.Ф.АДАШЕВА. Адашев действовал по Алатской дороге, и главное сражение произошло, по татарским преданиям, близ д. Параньги. Из Билямора был послан отряд и против Малмыжа, но он был разбит БОЛТУШЕМ при попытке переправиться через Шошму около Красного Лога. Новый отряд, имевший при себе пушку, переправился через Шошму близ Дерюшева, сломил сопротивление заградительных отрядов у Косинки и у речки Калининой и выстроил укрепление – городок Пушкарев в виду Малмыжа. При попытке наступления на Пушкарев БОЛТУШ был убит адашевцами.

По другой легенде БОЛТУШ погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конем на вершине т. н. Болтушиной горы ,в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. «Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля» (Рычков, 1772 год). По еще одной версии, «Болтуш был похоронен в лодке с медью в озере Тарелка, и эта лодка выходила из озера ночью, в 12 часов ровно. Этот клад можно было видеть, не мигая, не кашляя, не шевелясь и не говоря. А если убить человека и бросить в озеро, то она сама выйдет» (Худяков, «Легенды о могиле князя Болтуша»). «Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою». Согласно еще одной легенде жена Болтуша — Шошма (по-мар. «Весна»), увидев смерть мужа бросилась с горы в реку, которая потом стала называться ее именем).

В память о знаменитом князе дата его гибели — 26 апреля – отмечается с 1990 года в Марий Эл как День Национального Героя — Марий талешке кече. Кроме того, в 2003 году Центром-музеем им. В. Колумба издана книга «Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край», а в 2010 году на Болтушиной горе планировалась установка памятника князю.

Историческая справка

По одной легенде, село основано охранниками малмыжского князя Болтуша, который был убит в бою. Потомки малмыжских князей, получившие в конце XIX века фамилию «Болтушины», жили в селе ещё в XX веке. Дом последнего из рода князя Болтуша находился в начале ул. Малая Горка, на перекрестке Церковного лога и р. Малмыжки.

По другой легенде, село было основано князем Токтаушем в 1550 г. В переписях населения 1678-1802 годов деревня упоминается как волость Малмыж Тоушева збору. По преданиям, первое поселение было напротив Пайсарова гумна у Иванки-реки.

Первоначально здесь жили только марийцы, которые вели полувоенный образ жизни. В том месте, где находилась деревня Малмыжская Горка (Орол), выставляли караул с целью поимки торговых судов. Затем из окрестных деревень в Черемисский Малмыж пришли русские. Сначала их было три, но потом началось сплошное заселение русскими. В результате русских оказалось 80 %, а марийцев – 20 %.

В 1865 году тщанием прихожан в селе построена деревянная Петропавловская церковь с колокольней. Престол в церкви был один – во имя Апостолов Петра и Павла. Церковь была освящена 13 марта 1866 года.

По подворной переписи в 1884 году в Черемисском Малмыже насчитывалось 202 двора: чер. – 71 и рус. – 131, в которых проживало черемис: 163 человека мужского пола и 213 – женского; русских: 416 человек мужского пола и 494 – женского.

В 1885 году в селе было открыто земское училище. Школа имела свое собственное здание.

Основное занятие населения – поденщина. Из промышленных заведений в селе существовала маслобойня. Несколько семей занимались пчеловодством. Рядом с Мари-Малмыжем на реке Вятке издавна существовал общественный перевоз, зимой после ледостава через реку Вятку пролегал зимний путь, по которому везли лесные грузы с левобережья.

В начале XX века при селе состояло 5 самостоятельных сельских обществ, в деревнях Черемис-Малмыжского прихода, которые впоследствии слились в одно сельское поселение: Волость Малмыж, Черемисский Малмыж, Тоушев сбор, Усмарь и сельцо Сиротское. Самым старым считается Черемисский Малмыж.

В годы коллективизации в Мари-Малмыжской округе было образовано 5 колхозов (сельхозартелей): «Веселый Труд» (Мари-Малмыж), «Пахарь» (Малая Горка), «Луна» (Усмарь), «Йошкар-Шудур» (Волость Малмыж) и «Ким» (Сиротское). В 1950 году эти сельхозартели были объединены в один колхоз — «Заря коммунизма».

В настоящее время в селе имеются Дом культуры, детский сад «Теремок», основная общеобразовательная школа, почтовое отделение. Сельхозпредприятие ООО «Заря».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: