* * *
Окончание частию сгнило, что здесь заменено точками, но вместе с тем заметно, что свиток был больше, так, что конец его как бы оторван. На обороте свитка подписано: «Дьяк Данило Протопопов, справил Мишка Кондарев».
Вторый акт гласит следующее: «лета 7156 / 1657 года Июлия 20 день великий Государь Царь и великии Князь Алексий Михайлович всея Русии самодержец Уфимскому воеводе нашему стольнику Ивану Семёновичу Подгуледзеву.
А бил нам челом с Уфимскаго уезда, Вознесенской пустыни строитель, чорной поп Захарий с братиею, да и в том ево челобитье сказано, что де от давних лет владеют они чорный поп Захарий и братья той Вознесенской пустыни землёй в Уфимском уезде около солеварнаго городка по речке и выше речки Коренной, от того солеварнаго городка вверх по течению коренной и трёх ключей соляных, от камня, рекомаго коренным и до бора берёзовика и горы берёзовой и по той стороне бора и де они тоя Вознесенской пустыни строитель чорный поп Захарий и братия те земли пашут и сено косят, а на те земли были грамоты де блаженныя и вечнодостойныя памяти Государей, Царей и великих Князей Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича всея русии, а те де грамоты ими строителем с братиею не ведомы ибо утеряны до преждь при Игумне Мисаиле, а всего во владении же Вознесенския пустыни сорок десятин тридцатых.
И нам бы их строителя и братию Вознесенской пустыни велети пожаловати теми землями до впредь владети, пашни пахати и сено косить, а сего ради мы великий Государь Царь И великий Князь Алексей Михайлович всея русии велели есте того строителя чорнаго попа Захария с братию Уфимскаго уезда, Нагайской дороги Вознесенской пустыни пожаловати теми землями, пашнями и сенокосом владеть вечно.
А как к тебе воевода сия наша грамота придёт, то ты бы воевода послал дьяка а с ним от дворян или детей боярских людей добрым добрых и велел бы те земли, что от давних лет Ногайской дороги в Уфимском уезде, те строитель и братия Вознесенския пустыни от солеварнаго городка вверх по коренной и до бора пашут и сено косят, переписати и ту перепись тебе воевода подать нашему приказу Казанскаго двора, а с тоя по урочищам переписи выпись дати Уфимскаго уезда Вознесенской пустыни Нагайской дороги строителю чорному попу Захарию с братию и чтобы им по той выписи теми землями владети вечно».
На обороте подпись дьяка Стефана Дурова, справа – подъячего Васька Замыцкого. – Правописание подлинников обоих актов сохранено в точности.
Р. Игнатьев.
(Уфимские губернские ведомости. 1868. 5 октября)
Подворье
В начале 1990-х годов в Меркушино не было ни одного действующего храма, а от прежних оставались только руины. В 1997 году в Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского монастыря. Сам монастырь расположен в Екатеринбурге, был закрыт в советский период и возрожден в 1994 году. Монастырь приступил к возрождению храмов. Первым восстановили Свято-Симеоновский храм, который заново освятили 24 сентября 1999 года. Сестры написали для храма часть икон.
Восстановленный Михайло-Архангельский храм был освящен 11 августа 2004 года (центральный придел). Южный придел в честь святителя Николая Чудотворца был освящен 24 сентября 2007 года. Северный придел в честь святителя Димитрия Ростовского освятили 26 сентября 2008 года. При восстановлении обнаружили мощи священномученика Константина Меркушинского, которые были помещены в Михайло-Архангельский храм — 31 мая 2002 года. Сестры, несшие послушание в Церковно-историческом кабинете Ново-Тихвинского женского монастыря, собрали и подготовили документы, на основании которых Константин Меркушинский был канонизирован. Во имя Константина Меркушинского был построен и освящен 26 сентября 2006 года храм во имя священномученика Константина Меркушинского.
В настоящее время вся жизнь Меркушино связана с подворьем и приемом паломников. Население Меркушино невелико — 107 человек (на 2010 год). На подворье попеременно живут насельницы Ново-Тихвинского монастыря, приезжающие из Екатеринбурга. Они ведут запись всех чудесных случаев исцеления. Кроме того, принимают паломников, которые приезжают поклониться святыням на подворье.
Два древних акта о бывшем Вознесенском монастыре в Стерлитамакском уезде
До 1667 года, в пределах нынешнего Стерлитамакского уезда, в 14 вер. от бывшего соляного или солеварного городка или села Табынского существовал мужеский монастырь, под именем Вознесенской пустыни. Этот монастырь был, вероятно, основан при грозном, во времена первого заселения здешнего края русскими людьми и когда впервые основались: Уфа, Бирск и Мензелинск.
Вознесенский монастырь находился при речке Коренной и соляных ключах, где теперь видны груды пепла, уголья и явное основание церкви и каких то построек, вероятно монашеских келий, и ограды. Близ этого места на камне явилась, по преданию, дьякону Вознесенского монастыря икона Божией матери, называемая Табынскою, и находящаяся в с. Табынском. Здесь же в древности прилегала от Уфы так называемая Ногайская дорога.
В дополнение к народному преданию о бывшем монастыре представляем два акта, мною списанные с подлинников, хранившихся в архиве Уфимской Палаты Уголовного и Гражданского Суда, а ныне, кажется, отосланных, в числе многих столбцёв, книг и записей в Московский архив Министерства Юстиции. Первый, писанный на столбце, относится к XVI веку, а последний, тоже на столбце, – к XVII-му. У первого свитка недостаёт начала и потому заменяем, как это принято при издании древних рукописей, точками.
Лихолетье атеизма и церковного забвения
В
1930 году начались гонения на православную общину храма Покрова. Он опустел,
богослужения проводились крайне редко. Послушницу женского монастыря,
собиравшую у селян подписи на перерегистрацию общины, осудили на пять лет
тюрьмы.
В
1940 году распоряжением исполнительного комитета Уфалейского райсовета церковь
закрыли. Ценные книги и иконы растащили. Здание было передано в ведомство
сельсовета. Сначала в храме располагался клуб, а после войны там было устроено
зернохранилище. Груженые самосвалы заезжали прямо в церковь и, в конце концов,
проломили дубовый пол. После этого храм пришел в запустение.
Долгие
годы громадина церкви с сорванными куполами и без крестов, обнаженными
кроваво-кирпичными боками и разрушенными арочными воротами и оградой выглядела
отпугивающе. На церковных стенах сохранились остатки фресок с ликами святых, но
их уже можно было рассмотреть с большим трудом. Сельские коровы прятались в
церковных стенах от летней жары. Зимой снег через обрушившийся частично свод и
разбитые окна залетал внутрь помещения.
У
любителей экстрима было одно развлечение, связанное с развалинами храма. По
чудом сохранившейся деревянной лестнице можно было забраться на колокольню и с
высоты птичьего полета осмотреть завораживающие виды с. Булзи.
Но все переменилось в последнее время.
Крестный ход в селе Булзи
Предыстория
В 1620 году Меркуша Федотов у впадения в Туру безымянной речки позднее получившей название Меркушинка основал село Меркушинское (ныне Меркушино). Село получило известность благодаря праведному Симеон Верхотурский. Он вел в Меркушинском жизнь праведника, ловил рыбу и занимался портняжным ремеслом. В Меркушинском Симеон Верхотурский был похоронен. В 1692 году гроб с нетленными останками Симеона Верхотурского вышел из земли, а в 1704 году его мощи были перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь.
В начале XX века Меркушинское было богатым селом — центром прихода храма Архистратига Михаила, в который входили ещё 40 деревень. В Меркушинском были судостроительная верфь, фельдшерский пункт, пожарная команда и земское училище с библиотекой. Численность прихожан на начало 1902 года составляла почти 4 тысячи человек: 1919 мужчин и 2015 женщин. В 1917 году причт Михайло-Архангельского прихода Меркушинского состоял из 8 человек: трех священников (Стефан Кельсиевич Старцев, Алексий Стефанович Хлынов и Константин Стефанович Богоявленский), двух диаконов и трех псаломщиков (Александр Гашев и Григорий Старцев). В селе было два каменных храма, соединенных галереей в один архитектурный ансамбль — Михаило-Архангельский и Свято-Симеоновский. Меркушинское являлось крупным уральским центром паломничества.
В советский период начались преследования церкви и верующих. 14 (27) июля 1918 года советские карательные органы расстреляли на сельском кладбище Меркушинского молодого священника Константина Богоявленского, церковного старосту и двух крестьян, заставив их вырыть себе могилу. Приход в Меркушино оставался в лоне Русской православной церкви и не перешел ни в поддерживаемый советскими властями обновленческий раскол, ни в григорианский раскол. Местные жители сопротивлялись попыткам закрытия храмов. Расстрелян был также другой местный священник — Сергий Увицкий.
Михайло-Архангельский храм, взорванный в советский период (вид 2001 года)
В 1930-е годы все храмы Меркушино были закрыты и приход прекратил существование. В 1935 году закрыли Свято-Симеоновский храм, сделав из него сначала зернохранилище, после — спортивный зал, затем вовсе забросили. Вторая церковь — храм Архистратига Михаила — в 1930-е годы была взорвана и стояла в руинах. В 1945 году разобрали кирпичную галерею, а березовую рощу у храма вырубили.